На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как дзюдоисты стали хоккеистами: Кто и как управляет КХЛ? Часть первая: Как создавалась КХЛ

1 марта завершился регулярный чемпионат 10-го сезона Континентальной хоккейной лиги. Она задумывалась как европейский аналог или даже конкурент НХЛ, однако в последние несколько лет — после того как Владимир Путин поставил задачу сделать хоккей спортом № 1 в России — в КХЛ все большую роль играют люди из его окружения, а уровень конкуренции постоянно падает. Хоккеисты ходят на предвыборные митинги Путина, и ради этого переносятся матчи плей-офф. Журналистка Александра Владимирова по просьбе «Медузы» выяснила, почему так вышло.

13 декабря 2017 года Владислав Третьяк, президент Федерации хоккея России и один из самых известных советских хоккеистов, стоял у входа на собственную пресс-конференцию и глядел то на потолок, то на часы. Он не торопился к журналистам, потому что ждал своего формального заместителя, а неформально — куратора всего российского хоккея Романа Ротенберга.

«Он коллекционирует должности вице-президентов и аббревиатуры», — шутили про Романа Ротенберга болельщики и журналисты. В хоккейном мире в моду вошел анекдот: «Собрались накануне дня рождения Романа его отец, дядя Аркадий, Геннадий Тимченко и Владимир Путин, стали думать, что подарить. Подумали немного и решили: „А давайте подарим Роме хоккей! Весь российский хоккей“».

Анекдот не совсем точно отражает положение дел в КХЛ. Несмотря на активность Романа Ротенберга, основные решения тут принимает все же старшее поколение — председатель правления Федерации хоккея России Аркадий Ротенберг и председатель совета директоров петербургского СКА и КХЛ Геннадий Тимченко. И не только они. «В решении хоккейных вопросов участвует и Владимир Владимирович Путин. Он смотрит хоккей, любит хоккей и помогает хоккею», — говорит «Медузе» директор по развитию КХЛ, олимпийский чемпион и обладатель Кубка Стэнли Валерий Каменский.

Как создавалась КХЛ

«Я вот все думала, почему у нас в футболе ничего не получается, а потом задалась вопросом: была ли там хоть раз личность, понятная народу? Такая, как Александр Медведев в хоккее, — говорит „Медузе“ бывший руководитель департамента телевизионных проектов КХЛ Наталья Чайковская, которая работала на лигу с 2008 по 2013 год. — Он — настоящий русский, любит танцевать, всегда классно общается с ребятами-хоккеистами, не чурается коллектива. Решения принимает в настоящем времени — огненные, быстрые. Когда Александр Иванович руководил КХЛ, он был и крупнейшим топ-менеджером страны с международным весом, способным решить проблемы любого уровня. А еще, конечно, человеком, безгранично любящим хоккей».

После распада СССР хоккей оказался единственным игровым видом спорта, где попытались сохранить турнир с командами не только из России, но и из объявивших о независимости стран — Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии. На смену чемпионату СССР пришла Межнациональная хоккейная лига. Она просуществовала с 1992 по 1996 год и распалась из-за серьезных финансовых разногласий между лигой и Федерацией хоккея России. Вместо нее была создана Российская хоккейная лига, затем, в 1999-м, — Профессиональная хоккейная лига (ПХЛ), в них выступали только команды из России.

Идею создания КХЛ в 2007 году начали лоббировать Александр Медведев и Вячеслав Фетисов, возглавлявший тогда Государственный комитет по физкультуре и спорту. Федерация хоккея России выступала категорически против: не хотела расставаться с правом проведения чемпионата. Несколько собеседников «Медузы», хорошо знакомые с героями тех событий, вспомнили, что глава ФХР Владислав Третьяк даже ходил жаловаться к президенту Путину, но тот поддержал Фетисова и Медведева.

«КХЛ я не просто поддержал, я был инициатором, я ее придумал, потому что мне показалось, что после противостояния — в хорошем смысле слова — между канадским, североамериканским хоккеем и советским хоккей очень много утратил, острота пропала. Мне казалось, что если в современных условиях можно на новой базе воссоздать вот эту борьбу между европейским хоккеем и североамериканским — это будет очень интересно, это вдохнет вторую жизнь в хоккей», — говорил сам Путин в 2009 году.

Старт чемпионата КХЛ — Вячеслав Фетисов, Александр Медведев и игрок ХК «Салават Юлаев» Александр Радулов, 2 сентября 2008 года
Альмир Сибагатуллин / Коммерсантъ

Первый сезон лиги стартовал 2 сентября 2008 года. Помимо ведущих российских команд в КХЛ вошли минское и рижское «Динамо», а также «Барыс» из Казахстана — всего 24 команды. Сейчас, спустя десять лет, в лиге 27 клубов, к легионерам добавились финский «Йокерит», словацкий «Слован» и китайский «Куньлунь».

«Мы, лига, Александр Медведев, смогли создать действительно качественный продукт, настоящий бренд, — говорит Наталья Чайковская. — Нам удалось собрать самую большую абонентскую базу среди всех спортивных каналов. Проводили жесточайшую экспансию в каждом регионе. Не хотел оператор включать [КХЛ-ТВ в пакет каналов] — я прилетала туда, разговаривала [пыталась выяснить] почему. [Доходила] до вице-губернаторов, губернаторов».

Лига сразу взяла курс на расширение, но вхождение в нее некоторых команд, например хорватского «Медвешчака», вызывало у участников чемпионата вопросы (Хорватия не хоккейная страна, одним из главных спонсоров клуба был «Газпром», который как раз пытался вернуть себе роль ключевого поставщика газа в эту страну), но их на публику не выносили. Учитывая, сколько государственных средств было вложено в проект КХЛ, ожидать, что обойдется без «политических моментов», было бы странно. Сейчас в той или иной степени разные структуры «Газпрома» поддерживают как минимум пять клубов КХЛ: СКА, «Авангард», «Витязь», «Автомобилист» и рижское «Динамо».

«От господдержки, конечно, можно отказаться. Но тогда мы просто закончим с этим видом спорта навсегда. А бизнес пока ничего не получает, кроме, наверное, каких-то моральных дивидендов и удовлетворения. Но, несмотря на это, мы все-таки надеемся, что придем к тому, что в будущем [наш] хоккей, наверное, может стать бизнесом», — говорит «Медузе» Геннадий Величкин, вице-президент и председатель правления магнитогорского «Металлурга».

Сейчас «Металлург» — один из немногочисленных российских клубов КХЛ, где генеральный спонсор — частное предприятие. В начале 1990-х Величкин вместе с ныне покойным тренером Валерием Постниковым пришли к занимавшему тогда должность замдиректора Магнитогорского металлургического комбината Виктору Рашникову и предложили: «Будешь нашим президентом?» Рашников, ставший впоследствии основным владельцем комбината, довольно быстро согласился. «Он, конечно, нам не поверил, когда мы начали говорить о чемпионстве, сказал: „Да ладно вам фантазировать!“ Но в итоге за последние 25 лет мы выиграли все, что было возможно», — говорит Величкин.

«Да, КХЛ — это скорее социальный проект, — говорит „Медузе“ работавший генеральным менеджером в четырех клубах лиги Леонид Вайсфельд. — В Тольятти, например, когда я там работал, хоккей был религией! Куда бы я ни приходил, если люди слышали, что я генеральный менеджер „Лады“, — все двери открывались. Каждая бабушка, каждая уборщица знала, что в городе есть такая команда. И вот эти дискуссии о том, что хоккей — игрушка для богатых, что хоккеистам платят огромные деньги… Да, средства, которые тратятся на хоккей, можно направить на социальные нужды, но никто этого особо не почувствует. С другой стороны,откуда берутся хоккеисты? Ведь часто это хулиганы, дети из малообеспеченных семей».

Путин надевает коньки и зовет друзей

Зимняя Универсиада-2011 прошла в турецком городе Эрзурум и закончилась для сборной России привычно — первым общекомандным местом в медальном зачете. Спустя два дня после окончания соревнований, 9 февраля, Владимир Путин (тогда — премьер-министр страны) собрал совещание по подготовке Универсиады-2013 в Казани. Частью совещания были видеоконференции со спортивных объектов. В ходе этого разговора Путин неожиданно взял на себя «обязательство» — научиться кататься на коньках.

В декабре 2011-го по инициативе президента была основана Ночная хоккейная лига — сейчас главный российский турнир по хоккею для любителей. С 2012-го Путин сам стал регулярно участвовать в любительских матчах.

Геннадий Тимченко пришел в российский хоккей в том же 2011 году — по приглашению председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера он занял пост президента петербургского СКА. Свое хоккейное прошлое в разных интервью Тимченко описывал очень по-разному. «Я встал на коньки в детстве, играл с 12 до 16 лет. Тогда был дворовый хоккей, без шайб, играли мячиком, клюшки сами делали. Мне скоро 60, и вот я снова встал на коньки около года назад», — говорил Тимченко журналистам газеты «Спорт-Экспресс» в октябре 2011 года — через несколько месяцев после назначения на пост президента петербургского клуба. «Мы оказались [со знаменитыми советскими хоккеистами Вячеславом Фетисов и Алексеем Касатоновым] за одним столом на свадьбе Романа Ротенберга, сына Бориса. Разговорились, начали с тенниса, закончили тем, что надо попробовать себя в хоккее. При этом я никогда не стоял на коньках, точнее, пробовал в детстве, но далее не пошло… Поступил в Механический институт и там зимой пару раз вставал на коньки. Но это не в счет. Начинал практически с нуля», — рассказывал бизнесмен уже другую версию в интервью ТАСС в 2014-м.

Владимир Путин в ходе тренировки команды «Легенды советского хоккея», 18 ноября 2011 года
Алексей Никольский / Sputnik / Reuters / Scanpix / LETA
Аркадий Ротенберг, Геннадий Тимченко и Владимир Путин на мачте Ночной хоккейной лиги, Сочи, 16 мая 2015 года
Саша Мордовец / Getty Images

Через год после прихода в СКА, в июле 2012-го, Тимченко занял пост председателя совета директоров всей Континентальной хоккейной лиги. Через полтора месяца президентом московского «Динамо», действующего чемпиона КХЛ, стал давний приятель Путина и Тимченко — Аркадий Ротенберг. До этого он к хоккею отношения не имел. Ротенберг больше 15 лет работал инструктором по самбо и дзюдо, а в 1998-м совместно с Тимченко основал спортивный клуб «Явара-Нева»; его почетным президентом стал Владимир Путин. Уже почти десять лет Аркадий Ротенберг является первым вице-президентом Федерации дзюдо России.

Так завершился первый период истории КХЛ. Во время встречи с болельщиками команды и журналистами Ротенберг прямо заявил: «спокойная жизнь» нынешнего руководства КХЛ «закончилась».

Свою порцию критики от нового президента «Динамо» получили почти все: лигу он обвинил в том, что она «частично грабит» клубы и вообще «превратилась в какой-то аукцион — у кого денег больше, тот и пан». Председателя наблюдательного совета московского ЦСКА, главу «Роснефти» Игоря Сечина, пришедшего в клуб в 2011-м по поручению Владимира Путина, Ротенберг заподозрил в том, что тот лишь «тешит свое больное самолюбие», продвигая принцип «давайте любые деньги» — ради результата. По поводу возглавляющего ФХР Владислава Третьяка новый президент «Динамо» высказался менее жестко, но также предложил тому «немножко поработать», пообещав, что «ничего страшного» от этого «не случится». Причину же своего прихода в российский хоккей Аркадий Ротенберг объяснил желанием «сделать какое-то дело для страны» и «навести порядок» в лиге.

Осенью 2014 года руководство КХЛ было отправлено в отставку. Еще через год Ротенберг, после ухода которого «Динамо» оказалось в огромных долгах, был избран председателем правления Федерации хоккея России (курирует национальные сборные всех уровней). Ради бизнесмена была изменена структура управления организацией — чтобы Ротенберг оказался иерархически выше президента ФХР Владислава Третьяка, а не был бы в его подчинении. Оставшийся президентом ФХР Третьяк, как отмечают многие собеседники «Медузы», по сути стал номинальной фигурой, «подписывающей те бумаги, которые ему дают».

Продолжение следует...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх