Леонид Федун
только в "СЭ"
Хочу сразу оговориться, что данная статья вряд ли заинтересует простого болельщика, она скорее для профессионалов.
При этом я прекрасно понимаю, что большинству из них реформы не нужны. Даже более того, опасны разрушением устоявшихся источников благополучия. Но без реформ наш футбол обречен на прозябание. Реформы должны дать импульс его развитию, повысить качество игры и зрительский интерес. Поэтому именно российский болельщик – главный выгодоприобретатель от возможного развития российского чемпионата.Отгремели баталии чемпионата мира. Это был грандиозный праздник футбола – полноценный и несомненный успех нашей национальной сборной. И сегодня самое время задаться вопросом – а что нас ждет в будущем? Воспоминания о празднике следующие 50 лет или попытка закрепиться в топ-15 футбольных держав и сделать этот праздник регулярным каждые четыре года? Как конвертировать эмоциональное и материальное наследие чемпионата мира в поступательное развитие нашего футбола?
Все это зависит от того, сможем ли мы создать экономическую среду, конкурентную в современном мире футбола.
Сегодня футбол это не просто игра – это огромный, быстрорастущий бизнес. В 2017 году суммарные доходы европейских футбольных клубов превысили 20 миллиардов евро, с темпами роста более 15% за последние 5 лет. При этом наблюдается растущая концентрация доходов. Пять ведущих футбольных держав – Англия, Испания, Италия, Германия и Франция – контролируют порядка 80% футбольного финансового "пирога" (здесь и далее использованы данные исследования UEFA Club Licensing Benchmarking Report).
Основной доход европейские клубы получают от продажи телевизионных и медиаправ. Российская премьер-лига занимает престижное шестое место в рейтинге УЕФА по спортивным результатам и в то же время является аутсайдером в распределении телевизионных доходов. По их доле менее 4% общих доходов клубов мы занимаем место в третьем десятке европейских лиг. По их сумме на клуб – 18-е место с учетом текущего контракта РПЛ с холдингом "Газпром-Медиа".
Без решения вопроса с медиаправами наш футбол обречен на постоянную деградацию. Можно спорить о качестве российского футбольного шоу, но оно явно не хуже чем, скажем, в Бельгии или Турции. А с точки зрения размеров покупательной способности телеаудитории мы не сильно отстаем от европейских лидеров. Так почему в России телеправа так дешевы? Ответ прост и сложен одновременно. Сегодня основные телеканалы в стране – государственные или квазигосударственные, и без решения на политическом уровне ситуация останется прежней.
Экономический парадокс – "Что лучше дать нуждающемуся – рыбу или удочку?" – в нашем футболе решен однозначно. Большую часть доходов составляют государственные прямые и косвенные дотации: спонсорство госкомпаний, выплаты из региональных бюджетов и, наконец, прямые субсидии на содержание спортивной инфраструктуры ЧМ-2018.
Данная система порождает целый комплекс проблем. Главная из которых – отсутствие зависимости между финансовым благополучием и спортивными результатами для 95% российских профессиональных клубов. Только участие в Лиге чемпионов дает серьезный финансовый доход, а в остальном – место в турнирной таблице не имеет никаких экономических стимулов. Поэтому из года в год мы наблюдаем отказ клубов от повышения в классе, ведь переход в ФНЛ или РПЛ несет прямые финансовые потери и не дает ничего, кроме удовлетворения амбиций. Можно составить длинный список клубов, которые прекратили свое существование либо отказались от повышения в классе. И этот список и дальше будет расти.
Выход из данной ситуации понятен. Необходимо конвертировать квазигосударственные льготы и спонсорство в прозрачную господдержку профессиональных лиг. Лучше всего это сделать через механизм медиаправ с прямой зависимостью от спортивных результатов. Достаточно 80-100 миллионов евро для РПЛ и 15 – для ФНЛ при одновременном запрете на использование бюджетных источников для спонсирования профессиональных клубов. Это полностью изменит систему нашего футбола. Из дотационно-распределительной она должна стать самофинансируемой с мощными спортивными стимулами.
Данная система будет намного более прозрачной и экономичной для консолидируемого бюджета, чем существующая. При этом региональные власти должны сфокусироваться на своей профильной деятельности – строительстве спортивной инфраструктуры и поддержке детского и массового футбола.
Сегодня бюджет "выживания" для клуба РПЛ составляет порядка 13 миллионов евро (вынужден использовать эту валюту в силу высокой волатильности рубля), значительная часть всех средств покрывается прямо и косвенно администрацией регионов. Как только иссякает поддержка, исчезают и клубы-реципиенты. Яркий пример этого года – "Амкар".
В предлагаемом сценарии 40% всего бюджета, порядка 5-6 миллионов евро, будет покрываться РПЛ за счет контракта с телевидением. При этом надо учитывать, что увеличение стоимости медиаправ автоматически приведет к позитивной переоценке всех рекламных контрактов, сегодня одних из самых низких в Европе, что даст дополнительный доход для клубов.
2-2,5 миллиона евро – необходимый уровень поступлений от продажи билетов на матчи чемпионата и Кубка России. Чтобы достичь этого показателя доходов, средняя посещаемость в сезоне не может быть ниже 18 000 зрителей, а доход с одного кресла, включая организацию питания, продажу атрибутики и т.д., около 10 евро.
Здесь у читателя возникает законный вопрос – а сколько в России клубов, способных регулярно собирать такую аудиторию?
Если брать вместимость стадионов – то 17. Проблема в том, что пять из них играют в ФНЛ, и пока не видно никаких предпосылок того, что команды таких городов-миллионеров, как Нижний Новгород и Волгоград, смогут добраться и закрепиться в премьер-лиге. Хотя именно они обладают значительным потенциалом самофинансирования.
В футбольных кругах уже давно муссируется вопрос о численности высшего дивизиона. Например, Валерий Георгиевич Газзаев выступает за 18 команд. Это хорошая идея, только есть одно “но” – у нас сейчас нет и 14 команд, которые не имеют хронических финансовых проблем. А для формирования полноценного дивизиона по спортивному принципу их должно быть минимум 22. Четыре покидают лигу, четыре входят… А где их взять?
К сожалению, мы финансовые аутсайдеры европейского футбольного рынка, а только богатые лиги могут позволить себе иметь большое количество профессиональных клубов. Всего лишь восемь европейских лиг со средними доходами на клуб более 20 миллионов евро могут позволить себе формат "18 и более". У нас без квазигосударственной поддержки средний доход клубов составляет около 9 миллионов евро, при этом 4/5 всех доходов сосредоточено в пяти ведущих клубах. Это меньше, чем в таких лигах, как Швейцария и Австрия, а там играют по 10 команд в высших дивизионах. Можем мы себе позволить и дальше размазывать маленький финансовый пирог по множеству тарелок?
Я предлагаю перенести вопрос о структуре и численности лиг в финансово-организационную плоскость. В премьер-лиге должны быть клубы, способные собирать на трибунах не менее 20 000 болельщиков. Это должно быть жестким лицензионным требованием – есть стадион вместимостью 20 000+ с крытыми трибунами – добро пожаловать в РПЛ. Смогли же это сделать в отечественном хоккее, где с самого начала КХЛ установила жесткие критерии лицензирования.
Третьим источником самофинансирования клубов является грамотная трансфертная политика. Подготовка доморощенных игроков, их обкатка и последующая продажа может создавать до 10% доходов клуба.
Наличие собственной академии с несколькими футбольными полями и крытым манежем должно быть вторым обязательным условием лицензирования в высшем дивизионе нашего футбола.
Здесь я вынужден вернуться к теме справедливого распределения трансфертных потоков. Из отчета УЕФА видно, что в среднем агентские комиссии российской премьер-лиги составляют около 13% от всех трансфертных затрат клубов. А во Франции и Испании – это девять и восемь процентов соответственно. Я же предлагал потреблять не более 3% на поддержку российского детского футбола через механизм "внутренней солидарности".
Могу только поаплодировать Евгению Гинеру и его команде, сумевшим подготовить и продать Головина за рекордную для российских футболистов сумму. Но вопрос – сколько за это получил первый тренер Александра? Его родная футбольная школа?.. То же самое можно сказать про Зобнина или Дзюбу и множество других громких трансферов. Без прозрачного механизма футбольной солидарности, о котором я говорю уже столько лет, пусть очень скромного на фоне агентских комиссий, мы не сможем создать систему эффективной подготовки футбольных талантов и самофинансирования провинциальных клубов и школ.
В принципе несколько процентов от совокупных трансфертных расходов, включая совокупный доход футболиста, все выплаты и комиссии за первый год, способны стать весомой финансовой поддержкой для клубов, серьезно занимающихся подготовкой молодых футболистов.
Целью данных предложений является изменение структуры и рост доходов российских футбольных клубов.
Естественно, что предполагаемая структура является модельной и будет серьезно различаться в зависимости от возможностей и инфраструктуры клубов. Но именно такое распределение доходов даст возможность устойчивого развития отечественного футбола. В том числе полностью отказаться от некоммерческих источников пополнения клубных бюджетов.
Теперь о структуре чемпионата. Премьер-лига – 12-16 клубов. Ровно столько, сколько могут пройти процедуру лицензирования по трем основным критериям:
1. Стадион с крытыми трибунами вместимостью не менее 20 000 зрителей.
2. Наличие полноценной академии с инфраструктурой, включая крытый манеж.
3. Бездефицитный бюджет с доходами не менее 13 миллионов евро.
ФНЛ – 32-36 профессиональных клубов, разбитых на Восточный и Западный дивизионы. Совершенно здравая идея, позволяющая сократить огромные транспортные расходы плюс организовать недельный тренировочный цикл для команд.
Лицензионные требования:
1. Стадион не менее 5000-7000 зрителей с частично крытыми трибунами.
2. Собственная футбольная школа, либо соглашение о сотрудничестве с региональным футбольным центром.
3. Наличие в заявке на сезон 5-10 доморощенных игроков.
4. Бездефицитный бюджет.
Вторая лига может формироваться из профессиональных и полупрофессиональных клубов, как это происходит в большинстве европейских низших дивизионах, где игроки зачастую совмещают занятие футболом с другой деятельностью и бизнесом.
Основное лицензионное требование – наличие в составе команд не менее половины, а в перспективе до 2/3 игроков, подготовленных в собственных и региональных школах и академиях. Команды, сформированные из местных воспитанников, всегда имеют дополнительную поддержку и интерес.
При этом количество клубов ограничивается только возможностями самофинансирования. Чем больше, тем лучше для развития российского футбола.
Понятно, что любая реформа, в том числе и предлагаемая, является сложным и болезненным процессом, затрагивающим интересы множества футбольных и околофутбольных людей. Поэтому ее невозможно провести "снизу". Нужна политическая воля и соответствующее решение "сверху".
Есть ли альтернатива реформирования отечественного футбола? На мой взгляд – нет.
Это путь медленной деградации. Даст ли реформа быстрый успех? Тоже нет. Требуется минимум десятилетие, чтобы были видны результаты. Но она даст по крайней мере надежду, что мы сможем остаться одной из ведущих европейских футбольных держав, живущих по тем же принципам, по которым живут наши конкуренты на футбольных полях.
Еще раз о сути предложений:
1. Заменить непрозрачную систему бюджетной поддержки профессионального футбола, когда ни Министерство финансов, ни Счетная палата не назовут точную сумму прямых и косвенных выплат, на понятную и прозрачную систему субсидирования медиаправ. При этом размер субсидий может постепенно сокращаться по мере развития российского медиарынка. При этом сразу хочу отметить, что это в первую очередь поддержка региональных клубов – около 30-40% их бюджетов, для грандов – 5-7% от их доходов. Региональные власти должны направлять деньги на развитие массового, в первую очередь детского футбола.
2. Главной целью РФС является создание условий для обеспечения финансовой достаточности российских профессиональных клубов. Все принимаемые решения должны рассматриваться в перспективе: стабильные клубы – сильная сборная. Профессиональными клубами могут быть только те, кто способен обеспечивать высокий зрительский интерес в регионе. Профессиональный футбол – для болельщиков, а не региональных боссов. Отсюда жесткие условия лицензирования качества футбольной инфраструктуры.
3. Развитие детского и юношеского футбола – еще одно важнейшее условие стабильного развития отечественной футбольной индустрии. Надо всячески поддерживать существующий тренд на развитие его материальной базы, региональных центров и академий. Но также необходимо создание системы понятной материальной мотивации детских тренеров, в которой будет прямая зависимость между успешной профессиональной карьерой воспитанников и материальным благополучием их тренеров. Для этого нужно в кратчайшие сроки утвердить программу "национальной солидарности", а также принять концепцию Российского молодежного чемпионата. Но это вопрос за рамками этой статьи – для отдельной дискуссии.
4. Предлагаемая структура российского профессионального футбола.
Свежие комментарии