Лучшим футболистом чемпионата по опросу 176 игроков 16 клубов РФПЛ, а также по оценкам "СЭ" стал форвард "Краснодара" и сборной России Федор Смолов, который перед вылетом в Австрию на сбор национальной команды дал интервью нашему изданию.
ТРОЙКА
– Есть ощущение, что это ваш лучший сезон в карьере?
– Начну с благодарностей.
Спасибо всем, кто за меня голосовал. Признание коллег для спортсмена – самое ценное. А лучший сезон или нет – ответить пока не готов.– Почему?
– Да потому что сезон продолжается! Впереди чемпионат мира!
– Тогда об итогах чемпионата России. Что огорчило? Главная претензия к самому себе?
– Начало получилось скомканным. Еще летом в контрольном матче на сборах надорвал заднюю поверхность бедра. Полтора месяца не играл, дальше какое-то время набирал форму. Треть сезона фактически пропустил. При этом все равно снова мог стать лучшим бомбардиром чемпионата. Самой малости не хватило. Расстроился, конечно.
– Что же помешало опередить Промеса? Не считая болячек и судьи Чистякова, о котором упомянули на днях.
– Надеюсь, все поняли, что про судью я пошутил. А винить, кроме себя, некого. К примеру, в матче с "Рубином" несколько прекрасных моментов упустил. А эпизод в игре с "Уфой" до сих пор перед глазами. На 92-й минуте с линии вратарской выше ворот засадил. В голове не укладывается, как с такого расстояния умудрился в створ не попасть.
– У вас с тройкой лучших игроков чемпионата вышло интересно. Сначала включили в нее себя, Алексея Миранчука и Кокорина. Затем позвонили в "СЭ", попросили переписать первую строчку на Акинфеева.
– Я отталкивался от того, что в тройке должны быть россияне. Саша Кокорин до травмы выглядел блестяще. Сейчас восстанавливается, хочется его поддержать. "Локомотив" выиграл чемпионат, поэтому выбор в пользу Леши Миранчука, который там был одним из лидеров, кажется логичным. Ну а ЦСКА ограниченной обоймой и в Лиге Европы до четвертьфинала дошел, и серебряные медали завоевал, чего никто не ожидал. В этом громадная заслуга Игоря Акинфеева.
– Себе-то почему изначально первое место отвели?
– В тот вечер сидели с ребятами, играли в карты, всё в шутливой форме… Вообще-то год назад так же сделал. Но тогда – по совету Володи Быстрова.
– Что сказал?
– "Федя, русский нападающий, который второй год подряд выигрывает гонку бомбардиров, обязан поставить себя на первое место! И пошли все на фиг…"
– Аргумент.
– Я и сейчас до последнего надеялся, что забью больше всех. Увы, не срослось – вот и скорректировал тройку.
– Как относитесь к тому, что в анкетах футболистов "Локомотива" и ЦСКА вас лишь по разу упомянули? Да и то Гильерме с Головиным поставили на третье место.
– Без обид. Насчет ЦСКА я совершенно не удивлен. Заметил, что в последние годы армейцы в опросе упоминают исключительно своих. Наверное, клубная этика. А семейный выбор игроков "Локомотива" объясняется чемпионством. Впрочем, и в той, и в другой команде действительно много классных исполнителей. Определить трех лучших нелегко.
– "Я не играл против форварда, который был бы абсолютно неуязвим" – говорил Игнашевич когда-то. А вы встречали защитника, о котором могли бы сказать так же?
– Нет. Идеальных, неуязвимых игроков не бывает. Футбол – игра ошибок. Кто меньше допускает, тот и побеждает. Лично мне на протяжении многих лет тяжелее всего приходилось против обороны ЦСКА. Но сейчас попроще стало. Парни-то не молодеют.
МУСАЕВ
– Продолжите фразу: "Краснодар" попадет в Лигу чемпионов, если…"
– …Будет усиление состава. Качественное! Оно и раньше требовалось, а уж теперь, после ухода Гранквиста – тем более. Все-таки Андрес – капитан команды, один из сильнейших центральных защитников премьер-лиги. Найти ему равноценную замену невероятно сложно.
– Случай-иллюстрация, что Галицкий – очень теплый человек?
– А других примеров у меня и нет. С первого дня в "Краснодаре" почувствовал, с каким уважением относится он к футболистам. Несмотря на огромные успехи, которые достиг в бизнесе, с каждым общается на равных. Вот еще маленький штрих – по поводу моего будущего у нас есть четкая договоренность…
– О переходе в другой клуб?
– Ну да. Если звезды сойдутся, обсудим эту тему.
– Все прописано в контракте?
– В этом нет необходимости. Сергей Николаевич – человек слова. Не обманывает.
– В ярости его видели?
– Дважды. Как-то еще на старом стадионе еле-еле ушли от поражения с "Кубанью". Играли ужасно, но в компенсированное время сравняли счет. Позже принимали дома "Оренбург", я тот матч пропускал из-за травмы. К 11-й минуте вели 2:0, а в итоге – 3:3. Галицкий был страшно зол. Разговаривал на повышенных тонах.
– Отставка Шалимова за шесть туров до финиша удивила?
– Конечно. Явные предпосылки к этому были раньше. Но, исходя из того, что Игорь Михайлович продолжал работать, казалось, до конца чемпионата перемен в тренерском штабе не будет точно.
– Шалимова сменил Мурад Мусаев. 34 года, нигде не играл, на высоком уровне не тренировал…
– На второй день сказал ему: "Можете рассчитывать на мою поддержку. Обращайтесь в любой момент. Чем могу – помогу". Да, прежде он не работал с первой командой. Но если оказался там – значит, есть потенциал. Который увидел человек, поднявший футбол в Краснодаре на высочайший уровень. Его решение заслуживает как минимум уважения. Отсюда вывод.
– Какой же?
– Не стоит идти вразрез с мнением президента клуба или пытаться самоутвердиться за счет молодого тренера. Наоборот, его надо поддержать, помочь проявить свои лучшие качества.
– Шесть туров убедили, что Мусаев – именно тот тренер, который и нужен "Краснодару"?
– Более чем.
– Зачем вы на матч против "Анжи" вышли с ангиной?
– Это не первый случай, когда играл с температурой, на уколах. Здесь каждый сам выбирает – отлежаться либо выйти в интересах команды. К тому же у меня был дополнительный стимул – хотелось завершить сезон сотым матчем за "Краснодар". Все бы получилось, если б не Чистяков со своей карточкой, из-за которой пришлось пропустить игру с ЦСКА.
– Остановились на цифре 99.
– Ну да.
– Будем надеяться, не предел.
– Поживем – увидим.
– В матче с "Анжи" после замены трибуны вас освистали. Вы сорвались на грубость.
– Неприятная история. Конечно, так реагировать мне не стоило. Но на поле порой трудно сдержать эмоции. На следующий день перед болельщиками извинился.
АЛЛЕРГИЯ
– Вы как-то обронили, что в тяжелые минуты всегда вспоминаете совет Фабио Капелло: "Работай, оставайся после тренировок, никогда себя не жалей!" Еще какие тренерские фразы и сегодня с вами?
– Когда в "Динамо" у меня что-то не клеилось на тренировке или Кобелеву казалось, будто не выкладываюсь на сто процентов, он подшучивал: "На пол-Федора делаешь". А в дубле, увидев, что пришел на тренировку в белых джинсах, Силкин, воскликнул: "О, стерильный футболист!" Что касается Капелло, то мне здорово помогли его слова. Правда, периодически иду на поводу у своих слабостей. Потом жалею, корю себя.
– А конкретнее?
– Допустим, аллергия, не выспался. Думаешь: "Ладно, сегодня какое-то упражнение не буду делать". Или после тренировки лишний раз не останешься.
– Что за аллергия?
– На различные виды растений, производственную пыль, секрет желез кошек, собак…
– Из еды что категорически противопоказано?
– Грецкий орех. Самые большие мучения начинаются в августе, когда цветет амброзия. Это вообще катастрофа! По утрам особенно.
– Что спасает?
– Противоаллергические порошки, которые врач привозит из Германии. Антигистаминные таблетки. Плюс на базе "Краснодара" есть солевая сауна. Если сидеть ежедневно по тридцать минут – тоже помогает.
– Домашние животные для вас – табу?
– Нет. Специально завел кошку редкой породы – сервала. Окрасом напоминает гепарда. Вот с ней уживался. Аллергия присутствовала, но не в таких масштабах.
– Почему?
– Структура ДНК сервала отличается от обычных кошек. Мой организм начал вырабатывать антитела, снижался аллергический фон.
– Зовут-то как?
– Милана. Был бы мальчик – назвал бы Миланом.
– В честь клуба?
– Да. С детства за него болею. На лето родителям отдал. Впереди чемпионат мира, дальше отпуск, сборы. А возить туда-сюда кошку не стоит. Для нее это лишний стресс.
– Андрей Талалаев, у которого вы с Дзагоевым играли в юношеской сборной, рассказывал мне: "Алан и Федя часто устраивали розыгрыши. То булыжник кому-то в сумку запихнут. То 1 апреля отправят на собеседование к главному тренеру…"
– Да постоянно что-то придумывали. Никто не обижался. Но все это не сравнится с тем, что устроил в "Динамо" Кевин Кураньи.
– Что же?
– На базе в Новогорске вытащил у Бори Ротенберга ключи от "Кайена" и отогнал на искусственное поле. Прямо на центр! Боря увидел – обомлел. Не сомневался, что кто-то из россиян сделал. На Кураньи даже подумать не мог. Мы его не выдали.
– А над вами подшучивали?
– В основном Володя Гранат. Но так, по мелочи. Не было ситуаций, чтоб я один стоял, краснел… Да и кирпичи в сумку, слава богу, не подкладывали.
– Была в вашей жизни рухнувшая дружба?
– И не одна. К сожалению. Хотя люди знают, что для друга я готов на все, иногда ведут себя непорядочно.
– Берут в долг и не возвращают?
– Бог с ними, с деньгами. Близким друзьям могу и не в долг дать, если очень надо. Они в курсе. Но вместо того, чтоб попросить напрямую, зачем-то пытаются обмануть. Общаться с такими людьми сразу прекращаю.
– В какой момент с Кокориным жизнь развела?
– Мы не ссорились. Просто поменяли команды, города, стали физически меньше времени проводить друг с другом. Сейчас у каждого свой круг общения. Это нормально.
– Кто сегодня в футбольном мире ваш лучший друг?
– Хм. Товарищей и знакомых много. Но самые близкие друзья с футболом уже не связаны.
ДАНТЕ
– На сбор в Австрию какую книжку взяли?
– "Убить пересмешника" Харпера Ли и "Волхв" Джона Фаулза. Купил в Краснодаре как раз перед вылетом в сборную. Слышал хорошие отзывы. Вот наконец решил прочесть.
– Между прочим, Фаулз – любимый писатель Алексея Смертина. Даже познакомиться с ним успел, играя в "Челси". Навестил старика в графстве Дорсет, тот гостю из России уделил время. Поражаясь, что в этой стране кто-то ценит его выше Чехова и Толстого.
– Вау! Круто! Повезло Алексею. При случае расспрошу подробнее.
– Когда вы сказали: "Божественная комедия" Данте – гениальная вещь. Считаю, всем нужно прочитать". Еще такие книги есть?
– Разумеется. "Мастер и Маргарита", "Братья Карамазовы"… Сейчас мое самое любимое произведение – "Источник" Айн Рэнд. Но советовать не буду. Не уверен, что всем подойдет. Специфическая проповедуется философия.
– Хоть одного футболиста видели с томиком Данте?
– Нет. Понятно, многие предпочитают что-нибудь полегче. Но такой начитанный человек, как Сергей Игнашевич, например, наверняка с творчеством Данте знаком.
– Последний фильм, который зацепил?
– Из зарубежных ничего выделить не могу. Из наших – "Аритмия" и "Движение вверх". Пробирает.
– До слез?
– Когда смотрел "Движение вверх", в горле стоял ком.
– Последнее обещание, которое дали самому себе?
– Что не брошу играть в Counter Strike, пока не получу звание Global Elite.
– Ох. Понять бы еще, о чем речь.
– Есть и другое обещание – после чемпионата мира заехать в Саратов к родителям. В отпуске постараюсь выкроить хотя бы несколько дней. А то уже целый год у них не был.
– Как вы должны провести чемпионат мира, чтоб сказать потом: "Я доволен"?
– (После паузы.) Отыграть так, чтоб европейские топ-клубы, не дожидаясь окончания турнира, начали делать официальные предложения "Краснодару".
Свежие комментарии