Итог январской трансферной компании: Продажа Паредеса и покупка трех новичков убедили не всех. Одни доказывают, что компания прошла убедительно, и Зенит получил так необходимое усиление. Другие напоминают, что главная проблема - отсутствие крайнего защитника - не решена, все купленные новички легионеры, значит нам предстоят серьезные проблемы с лимитом.
Есть и те, кто главной проблемой вообще считает Азмуна, и что миллионами, вырученными за Паредеса, можно было распорядится с бОльшей пользой.Предлагаю Вашему вниманию оба взгляда на трансферы Зенита, и попробуем разобраться, кто более прав.
1. Лучшая трансферная кампания
"Зенит" проводит лучшую трансферную кампанию со времен Спаллетти.
На мой взгляд, усиление за одно трансферное окно трех ключевых позиций за счёт средств, вырученных от продажи главного актива - лучшее решение "Зенита" за последние годы. Эта кампания сильнее летней 2017 по качеству и логичнее трансферов Халка и Витселя. На один уровень можно поставить лишь приобретение Широкова и Файзулина зимой 2007/2008 года, когда "Зенит" получил двух системообразующих российских игроков. Кстати, тогда в Санкт-Петербурге мог оказаться Луис Суарес, и лишь нежелание уругвайского форварда переезжать в Россию поставило крест на этом переходе.
Полузащитник сборной Колумбии Вильмар Барриос российских реалий не испугался. Цербер, выигрывающий 42 процента единоборств, после ухода Хави Гарсии был жизненно необходим "Зениту". Мобильность, объем работы, умение регулировать ритм игры - таковы козыри двадцатипятилетнего колумбийца. Единственное опасение вызывает адаптация - Барриос никогда не выступал в Европе. Краневиттера брали из "Атлетико", но у него до сих пор не получается заиграть на высоком уровне. Надеюсь, экс капитан "Боки Хуниорс" освоится в "Зените" гораздо быстрее. Мне понравился его выбор игрового номера - помните, кому принадлежала цифра 25? Семак стал в Санкт-Петербурге своим. Барриос способен добиться того же.
Фото fc-zenit.ru
Сердару Азмуну в России не привыкать - иранец вдоль и поперёк исколесил нашу страну, будучи игроком "Рубина" и" Ростова". Азмун мгновенно освоится и в "Зените", где играют его хорошие знакомые Ерохин, Нобоа, Терентьев, Оздоев и Набиуллин. В этом сезоне форвард сборной Ирана забил четыре мяча в премьер-лиге и блеснул на Кубке Азии, так же четыре раза поразив ворота соперников. И хотя Азмун никогда не отличался высокой результативностью (его максимум - 9 мячей в сезоне 2015/2016), он будет полезен петербургской атаке. Азмун быстр и резок, с ним можно играть низом и накоротке - не об этом ли мечтают петербургские болельщики? Да, Азмун - игрок Бердыева, приученный с полуслова понимать партнёров и бежать в строго определённую зону. Но и Семак хорошо усвоил уроки своего бывшего казанского наставника. Они найдут общий язык.
Дзюба? Он в любом случае останется важной деталью общекомандного механизма. Отдохнувший после чемпионата мира форвард ещё непременно забьет за "Зенит", хотя несколько дней назад ему поступило реальное предложение из-за границы (не "Эвертон"). Мне звонили с просьбами помочь в этом направлении, поэтому я достоверно знаю, что контакты были. Но Дзюба остался - скорее всего, это совместное с руководством клуба решение.
Всех зимних новичков - Ракицкого, Барриоса и Азмуна - "Зенит" внёс в заявку на плей-офф Лиги Европы. В списке А остался Александр Кокорин. Это доказывает стремление клуба до конца поддерживать форварда, которого, похоже, ждет продление заключения в СИЗО. В заявку не попали Жирков и Нобоа - видимо, тренеры руководствовались текущим уровнем готовности. Таким образом в Лигу Европы "Зенит" войдёт с одним профильным левым защитником Набиуллиным, и тремя универсалами, способными сыграть слева - Терентьевым, Анюковым и Ракицким.
По моим сведениям, "Зенит" продолжит работу на трансферном рынке и сосредоточится на поиске крайнего защитника с российским паспортом. Лимит остаётся главной проблемой петербургского клуба. Все остальное, как я уже говорил, "Зенит" делает правильно.
2. Азмун – уникальный нападающий или проблема для «Зенита»?
Схема, лимит – у Семака много работы.
«Зенит» в январе сделал по одной покупке в каждую линию: защитник Ярослав Ракицкий, полузащитник Вильмар Барриос и нападающий Сердар Азмун. Приобретения Ракицкого и Барриоса логичны (хоть колумбиец и не станет прямой заменой Паредесу), а вот трансфер Азмуна вызывает сомнения.
Азмун – элитный нападающий на уровне РПЛ, доказавший это на дистанции. С сезона-2015/16 Сердар постоянно входит в топ-10 по качеству ударов за 90 минут.
Такие цифры Азмун показывал в командах Бердыева, не просто чаще играющих на контратаках, а очень редко наносящих удары. «Ростов» в сезоне-2015/16 (тогда Бердыев взял серебро) наносил 11,3 удара за матч – и это был 10-й результат в лиге. В последние три сезона команды Бердыева не бьют чаще 9,9 раз за матч – в этом году «Рубин» по количеству ударов вообще 15-й (9,6).
Сам Азмун только в этом году стал одним из лидеров РПЛ по числу ударов за 90 минут (3) – сейчас он 5-й среди тех, кто сыграл более 1000 минут. Важно, что иранец наносит удары после совершенно разных типов атак.
Почти половину ударов Азмун нанес после кроссов и подач с угловых – он действительно качественно борется вверху (7,3 верховых единоборств за 90 минут, 52% успешных), но при навесах и прострелах с игры иранец бьет и правой ногой, играя на опережение (например, в матчах с «Уфой» и «Уралом»).
С отрывом за спины защитником у Азмуна тоже все в порядке.
Еще одно очень важное качество Азмуна – игровой интеллект, позволяющий открываться в правильных зонах. На примере матча с ЦСКА его классно подчеркнул Александр Григорян.
Так Азмун отклеивается от защитников не только в штрафной – он способен получить мяч и между линиями.
Азмун – уникальный нападающий для «Зенита»: Дзюба, Дриусси и даже Заболотный не могут так же качественно играть и вверху, и на свободном пространстве. Сердар никогда не играл в команде, которая так много владеет мячом (54,2%), но универсальность должна ему помочь быстро приспособиться к такому стилю.
Тогда что должно смущать?
Во-первых, схема. В сборной Ирана Азмун – единственный нападающий в 4-3-3 (или 4-5-1), но ему намного удобнее играть с кем-то в паре. В «Зените» партнером Азмуна по атаке должен стать Дзюба – тогда Сердар будет чаще отходить в глубину для розыгрыша мяча, а Дриусси окончательно уйдет налево. При таком варианте Семак перейдет на полноценные 4-4-2 – позиция Азмуна точно будет более высокой, чем была у Дриусси и тем более Кузяева с Эрнани, когда они располагались под Дзюбой.
По сути, это единственная расстановка, при которой Дзюба, Азмун и Дриусси будут выходить в старте вместе. 4-4-2 ромб, в которых Дриусси мог бы стать атакующим полузащитником, «Зенит» последний раз использовал еще при Спаллетти.
Без Паредеса 4-4-2 вообще не кажутся подходящей для «Зенита» расстановкой. Практически для всех центральных полузащитников Семака удобнее играть в тройке. Барриос не играл в 4-4-2 в клубах, у него не очень хорошо с пасом – это можно скрыть в 4-3-3 и даже в 4-2-3-1, но в 4-4-2 от него потребуется больше обострения. Маркизио Семак уже пробует ближе к атаке, Эрнани лучшие матчи в Петербурге провел либо под Дзюбой, либо в тройке центральных в 3-5-2, Нобоа после травмы вряд ли сразу потянет такой большой объем. Ерохину при Семаке вообще удобнее на фланге – там он помогает Дзюбе бороться за верховые мячи и классно подключается в штрафную вторым темпом.
Во-вторых, очень стабильно Азмун пока отыграл только сезон-2015/16. После возвращения в «Рубин» летом 2017-го Сердар забил всего 1 гол за полгода, запоров 7 явных голевых моментов. Такие проблемы с реализацией объяснимы (тем более в двух предыдущих сезонах иранец забил больше ожидаемого), гораздо важнее – как Бердыев объяснил проблемы Азмуна: «Он приехал в «Рубин» звездой, после хорошего сезона, ему это все вскружило голову. Он ведь проверил судьбу в «Ростове», где у него было два-три момента, и он забивал, была сумасшедшая реализация».
В декабре Бердыева снова намекнул на не слишком правильное отношение Азмуна к делу: «Азмун не готовился к чемпионату мира, думал, что выйдет и все будет получаться. Я разговаривал с ним, просил главного тренера сборной Ирана Карлуша Кейруша, чтобы он его держал в ежовых рукавицах. Когда увидел Азмуна в матче с Марокко, понял, что он не готов. Сейчас я сказал Сердару, чтобы он не наступил на те же грабли перед Кубком Азии». Видимо, теперь беседы с Бердыевым повлияли на Азмуна: нападающий забил 4 гола и довел Иран до полуфинала.
В-третьих, лимит, но он смущает меньше всего. Проблем не так много, как кажется, потому что у «Зенита» хватает россиян для старта: Лунев, Жирков/Набиуллин, Смольников, Кузяев, Ерохин, Дзюба. С набором формы Маркизио (если это все-таки случится) и выздоровлением Нобоа Семаку придется думать над каждой заменой, но лимитной катастрофы с приходом Азмуна не случилось. Да, на флангах обороны мы теперь вряд ли увидим Ивановича, но на краю серб все равно не смог бы качественно отыграть всю весну.
***
«Зенит» мощно провел январь – теперь на некоторых позициях у Семака очевидный перебор игроков, но фланги обороны (особенно левый) петербуржцы так и не усилили (возможно, пока – покупка Скопинцева все еще возможна).
Теперь Семаку придется вписывать всех новичков в свою систему – кажется, больше всего проблем может быть именно с Азмуном.
Свежие комментарии