На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Нобелевская премия: Рассказываем, за что вручили Нобелевскую премию в этом году

Премию по физиологии и медицине присудили за открытие вируса гепатита C.

Тот случай, когда слово «открытие» нужно понимать буквально: до того, как за дело взялись Харви Олтер, Майкл Хаутон и Чарльс Райс, о существовании этого конкретного вируса не было известно ничего, а само заболевание много лет носило странное название гепатит «Ни A, ни B».

Но заболевание это, к сожалению, не было экзотичным: вплоть до середины 1990-х получить эту инфекцию при переливании крови мог почти каждый десятый. Открытие, как часто бывает, растянулось надолго — почти на 22 года, и каждый из нынешних лауреатов представляет один из его трех важнейших этапов: Олтер обнаружил, что инфекция связана с переливанием, Хаутон идентифицировал фрагмент генома вируса, а группе Райса удалось собрать рабочую версию вируса и воспроизвести инфекцию на шимпанзе. Благодаря всей этой работе переливание крови стало безопасным, а у медиков появились противовирусные препараты, которые позволяют эффективно лечить гепатит С.

Премию по физике получили исследователи черных дыр.

Ее вручили математику-теоретику Роджеру Пенроузу и астрономам-практикам Андрее Гец и Райнхарду Генцелю. Пенроуз строго обосновал возможность существования черных дыр в рамках общей теории относительности (что до него не было так уж ясно), а вторые нашли сверхмассивную черную дыру буквально у нас под боком, в центре нашей Галактики (для интересующихся: называется она Стрелец А*). На самом деле история, конечно, сложнее: во-первых, в формулировке комитета про открытие Гец и Генцеля даже нет слов «черная дыра», а во-вторых, сразу вспоминается работа Стивена Хокинга, который, очевидно, сделал для понимания черных дыр не меньше Пенроуза.

Как так получилось — читайте в нашем материале.

Самую ожидаемую награду (и тут уж не поспоришь) присудили создателям метода редактирования геномов CRISPR/Cas9. Им вручили премию по химии.

Все последние годы аналитики и просто интересующиеся новостями науки неизменно пророчили, что «за криспы» вот-вот должны дать премию, ведь это открытие, хоть и произошло всего восемь лет назад, уже используется в медицине, приводит к этическим спорам вокруг «дизайнерских детей» и вообще активно меняет мир. Интрига была лишь в том, «когда и кому». Нобелевский комитет решил, что лауреатами станут Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна — авторы первой опубликованной статьи, где была показана работа CRISPR/Cas9 в пробирке. Но стоит лишь немного погрузиться в подробности, как быстро становится ясно, что гонка за первенство в создании «генетических ножниц» тогда была исключительно конкурентной, а список лауреатов обязательно захочется расширить.

Нобелевскую премию по литературе дали знаменитой американской поэтессе Луизе Глюк.

Литературный критик Галина Юзефович подробно рассказывает, почему это решение свидетельствует о нежелании Нобелевского комитета занимать чью-либо сторону в идеологических конфликтах (именно поэтому, например, без Нобелевки в очередной раз осталась Джоан Роулинг). Глюк наградили «за безошибочно узнаваемый поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным». В США она — один из самых титулованных поэтов, живой классик, однако на русский язык ее переводили совсем немного. 

На фоне разнонаправленной и тотальной мировой турбулентности — социальной, политической, экономической, этической, экологической, эпидемиологической, да какой только не — от Нобелевской премии по литературе в 2020 году ждали многого. Учитывая, что каждое вручение награды воспринимается как целостное концептуальное высказывание, подлежащее более или менее однозначной трактовке и выходящее далеко за пределы, собственно, литературного пространства, всем было особенно важно, кого поддержит самая авторитетная и заметная литературная награда мира, чью сторону примет, какую из раскидистого букета актуальных проблем признает важнейшей и универсальной. 

В букмекерских списках 2020 года лидировала франко-гваделупская писательница Мариз Конде — черная феминистка, автор нескольких романов о проблемах темнокожих женщин в колониальном мире. Многие прочили награду Людмиле Улицкой (как оппоненту путинского режима), часто звучало имя Джоан Роулинг (видимо, в качестве разумной компенсации за трансфобный скандал). Даже такие спорные с точки зрения мирового культурного истеблишмента фигуры как Стивен Кинг и Мишель Уэльбек впервые серьезно рассматривались в качестве возможных кандидатов. Словом, проникновение так называемой повестки в пространство Нобелевской премии по литературе казалось в этом году неизбежным — вопрос был лишь в его векторе и модальности. 

ПРЕДЫДУЩИЕ ЛАУРЕАТЫ:

Ответ шведских академиков стал, если можно так выразиться, отрицательным по всем пунктам. Выбрав лауреатом американку Луизу Глюк — белую цисгендерную женщину и, по сути дела, живого классика, — Нобелевский комитет фактически отказался солидаризироваться с какой-либо частью процессов, происходящих сегодня в мире, поставив тем самым литературу и служение ей выше мелочной злободневности. 

77-летнюю Луизу Глюк можно назвать одним из самых титулованных и уважаемых поэтов США. На ее счету едва ли не все главные литературные награды Америки и мира — Пулитцеровская премия, Национальная книжная премия США, премия Тумаса Транстремера и множество других, а в 2003-2004 годах Глюк занимала позицию поэта-лауреата при библиотеке Конгресса (пожалуй, наивысшая честь, которой может удостоиться американский поэт). Ее стихи, выдержанные в благородной классической манере и в первую очередь сфокусированные на рефлексии персонального опыта, давно стали объектом академических исследований, а недостаточная известность Глюк за пределами Штатов объясняется по большей части тем, что поэзия в целом не слишком хорошо экспортируется за пределы родного языка. 

Сделав в 2020-м ставку на спокойную, респектабельную, проверенную временем известность — без малейшего привкуса политической или иной ангажированности, — шведская академия фактически повторила свое послание, в неявном виде сформулированное годом ранее. В 2019-м, напомним, премия была присуждена сразу двоим писателям — польке Ольге Токарчук и австрийцу Петеру Хандке, неоспоримо выдающимся авторам, придерживающимся при этом диаметрально противоположных политических убеждений (причем обоих яростно критикуют на родине).

Вручив награду Луизе Глюк, Нобелевский комитет вновь мягко, но непреклонно дал понять, что не собирается прогибаться под требования момента и солидаризироваться с какой-либо системой ценностей, а в принятии решений будет опирается исключительно на художественную значимость текстов лауреата, без учета его национальной, расовой, гендерной принадлежности и тому подобных вещей. 

Конечно, три прецедента — еще не статистика, однако пока кажется, что возродившаяся и очистившаяся после скандала 2018 года Нобелевская премия взяла курс на то, чтобы снова стать наградой, в первую очередь, за литературу, а не за хорошее поведение. Решение непростое (особенно на фоне стремительной политизации и «актуализации» всех прочих крупных литературных наград) и, пожалуй, несколько разочаровывающее для наблюдателя, накануне объявления лауреата привычно запасающегося попкорном в ожидании скандала. Но, безусловно, интересное и вызывающее глубокое уважение. 

Автор нескольких переводов Луизы Глюк на русский язык — Валерий Черешня. Для этой рассылки он коротко объяснил, в чем особенность поэзии Глюк: «На мой взгляд, ее уникальность в современной поэзии состоит в том, что она не стремится быть новатором ни формально, ни тематически. Она не боится следовать древнейшей традиции, идущей от псалмов, ее героиня — современный Иов, задающий Богу страстные вопросы о смысле существования человека при явной его мимолетности и слабости. Конечно, это современный Иов, он не сидит на гноище, а возится в своем огороде, он не лишен лукавства и при всей серьезности темы может подтрунивать над собой и Собеседником. И все это проникнуто поэтическим чувством меры и интонационно выверено».

Нобелевскую премию мира присудили Всемирной продовольственной программе.

Всемирная продовольственная программа ООН — крупнейшая гуманитарная организация, борющаяся с голодом. Организация получила премию «за усилия в борьбе с голодом, за вклад в создание условий для достижения мира в зонах конфликтов и за ведущую роль в попытках предотвратить использование голода как орудия войны и конфликтов».

Ссылка на первоисточник
наверх