На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Где ты, дно?! Сергей Чепиков и Дмитрий Васильев о современном биатлоне и сборной России

Корреспондент «Советского спорта» — о тьме, в которую погрузился отечественный биатлон.

Источник: Советский спорт

Еще недавно сосредоточием всех проблем российского спорта считался футбол. В него и по сей день вваливаются килотонны бюджетных денег примерно с нулевой отдачей, но сейчас хотя бы понятен смысл его существования.

Летом в нашей стране пройдет главное футбольное событие последних четырех лет, которое подарит россиянам ощущение невероятного праздника, даже если наша сборная не выйдет из группы. В конце концов, после чемпионата мира у нас останутся 12 крутейших стадионов, на которые будет приятно ходить, и плевать, что на поле будут бегать команды второго дивизиона.

Поэтому в настоящий момент звание самого бессмысленного вида спорта в России постепенно переходит к биатлону, который популярен едва ли не больше, чем футбол. В масштабах страны денег здесь все-таки поменьше, но все равно очень много и тратятся они так же эффективно, как в футбольном «Торпедо», которое за последние годы дважды признавалось банкротом и лишалось профессионального статуса.

Позади четыре этапа Кубка мира, а у сборной России по биатлону — одна медаль. В команде творится настоящий ад. Биатлонисты едва ли не умирают на дистанции от чудовищных нагрузок, под которыми их упорно держат тренеры, а потом на всю страну практически открытым текстом заявляют о том, что их мнением в тренировочном процессе никто не интересуется.

И никто даже не пытается объяснить ситуацию. Председатель тренерского совета СБР Валерий Барнашов чеканит заученные фразы о том, что у тренеров все под контролем и работа ведется в соответствии с утвержденными планами.

Президент СБР Александр Кравцов демонстративно отмалчивается. Слишком много всего наговорил в прошлом и ни за что ответить не может. Результатов нет, за месяц до главного старта четырехлетия сборная выдает худший сезон в своей истории, а лучший по скорости российский биатлонист не поедет на Олимпиаду из-за допинговой истории.

Критерии отбора в сборную, кажется, не понимает никто. Даже сами спортсмены. Тренеры принимают алогичные решения, отцепляя от команды лучших и оставляя, например, Викторию Сливко, которая в этом сезоне ни разу не заехала в топ-20. Но их можно понять. Они вынуждены метаться и постоянно вздрагивать, услышав зычный голос очередного руководителя, призывающего вызывать в сборную спортсмена по фамилии N.

К экстенсивным методам подготовки, которые так любили в советское время, сейчас не прибегает никто. В мире давно научились составлять тренировочные планы таким образом, что спортсмены по ходу сезона проходят несколько пиков формы. Мы же в очередной раз складываем все яйца в одну корзину, убиваем биатлонистов дикими нагрузками в надежде, что на фоне резкого снижения объемов по олимпийским трассам Пхенчхана они полетят со сверхзвуковой скоростью.

Получающий гигантскую зарплату (около 400 тысяч евро) тренер мужской сборной Рикко Гросс смотрит на все происходящее сквозь пальцы. Складывается впечатление, что он просто отбывает вахту за хорошие деньги. В сборную его привел член Правления СБР — губернатор Тюменской области Владимир Якушев, чтобы Евгению Гараничеву было комфортно. Вот только сам Гараничев свой единственный сезон под руководством Гросса провалил, а последние два года работает по индивидуальным планам.

Российским биатлоном управляют некомпетентные менеджеры, которых назначают за умение угождать и подстраиваться. Здесь тратятся огромные деньги, но никто не отвечает за результат, а болельщики каждый год задают вопросы: «Господи, как же он/она попали в сборную?». И становится только хуже. Но самое ужасное, что дна, от которого можно оттолкнуться, пока не видно.

Сергей Чепиков: Кто-то один должен отвечать за мужскую и женскую команды

На 4-м этапе Кубка мира в Оберхофе российские биатлонисты не завоевали ни одной медали.

Источник: Советский спорт

Мы задали пять главных вопросов двукратному олимпийскому чемпиону, двукратному чемпиону мира Сергею Чепикову.

1. Мужская и женская сборная находятся под серьезными нагрузками. Но только ли в этом состоит главная причина плохих результатов наших биатлонистов?

Мне кажется, во время подготовки были допущены методические ошибки. Например, Тимофей Лапшин, выступающий сейчас за Южную Корею, пропустил из-за травмы большую часть подготовительного сезона, а обыгрывает половину нашей сборной. Катя Юрлова тоже готовилась отдельно и обыгрывает всю команду. Александр Логинов неплохо выглядит. Правда, не ясно, сможет ли он выступить на Олимпиаде.

Возможно, на наших биатлонистов влияет еще и психологический фактор. Все эти допинг-скандалы, отстранения не прошли бесследно. Но наши лыжники выступают хорошо, хотя у них отстранили многих лидеров.

2. Можно ли сказать, что тренеры пожертвовали Кубком мира ради возможного успеха на Олимпиаде?

Система выхода на один пик формы за сезон в корне не правильная. Должны быть несколько пиков. Пусть они будут поменьше по амплитуде, чтобы пик и восстановление занимали меньше времени, как это практикуют спортсмены высокого класса.

Ведь спортсмены из других стран держат оптимальную форму даже во время подготовительного периода — участвуют в соревнованиях по горному велосипеду, в беговых кроссах. Важно, чтобы организм постоянно находился на пике высокого эмоционального состояния.

3. Вы верите, что после снижения нагрузок результаты придут?

Мы ведь перед Олимпиадой в Калгари в 1988 году вообще не ездили на этапы Кубка мира. После Нового года заехали в высокогорье, в Бакуриани, и готовились месяц на высоте 1800 метров. Кстати, лыжники тоже с нами были. На Олимпиаде мужская сборная завоевала две золотые медали. Лыжники также выступили хорошо. Тогда горная подготовка дала эффект.

Сейчас в сборной несколько тренировочных групп, надо разобраться, кто как себя чувствует. Если самочувствие нормальное, а скорости нет, тому надо через старты набирать уверенность. Если же кто-то и чувствует себя не очень хорошо, и скорости нет, тому надо дать небольшой отпуск. Пусть съездят на высокогорье, просто покатаются в хороших условиях, разгрузят мышцы и голову.

4. Вас не удивляет, что европейский тренер Рикко Гросс руководствуется советскими методиками, загружая спортсменов большими объемами?

Мне кажется, в сборной нет определенного центра принятия решений. Кто-то один должен отвечать за мужскую и женскую команды и принимать решения.

Возможно, Гроссу не дают до конца реализовать свои задумки. И где-то ему приходится идти на компромисс, где-то другим членам тренерского штаба приходится в чем-то уступать. Но это только мое мнение. Я не нахожусь внутри команды.

5. После спринта в Оберхофе Антон Бабиков эмоционально высказался, намекнув, что биатлонисты и тренеры не понимают друг друга. Это значит, что в сборной плохая атмосфера?

Биатлон стал раскрученным видом спорта, говорят, что по телевизионным рейтингам догоняет футбол. Болельщики следят за спортсменами в соцсетях, подписываются тысячами на их инстаграмы. Психологическая нагрузка на биатлонистов сильно возросла. Не все это выдерживают. Ребятам от этого надо стараться абстрагироваться. В этом может помочь харизматичный тренер. Таким был в наше время Александр Иванович Тихонов, он всегда был готов взять всю ответственность на себя. Мы не знаем, что там происходит внутри команды, но, мне кажется, сейчас таких специалистов не хватает.

Васильев: Биатлонисты под нагрузками? Но хотя бы какие-то результаты должны быть

Мы продолжаем подводить итоги 4-го этапа Кубка мира.

Источник: Советский спорт

«Советский спорт» подготовил пять главных вопросов и задает их нашим экспертам. Вчера вы могли прочитать мнение двукратного олимпийского чемпиона Сергея Чепикова. Сегодня на наши вопросы отвечает еще один двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев.

1. Мужская и женская сборная находятся под серьезными нагрузками. Но только ли в этом состоит главная причина плохих результатов наших биатлонистов?

— Мне кажется, разговоры про большие нагрузки, это отговорки. Олимпийские игры покажут, кто был прав, но как-то тревожно уже — полсезона прошло, а результатов никаких нет.

2. Можно ли сказать, что тренеры пожертвовали Кубком мира ради возможного успеха на Олимпиаде?

— Помните, как у Пушкина, я сам обманываться рад. Что-то я уже начинаю сомневаться в этой тактике, должны быть бы какие-то проблески, а их нет совсем. Должны быть хотя бы эпизодические прорывы, какие-то локальные результаты, но ничего такого нет. Даже Шипулин с его ногами, выглядит в нынешнем сезоне невыразительно.

Одна Юрлова вызывает настороженный оптимизм, но при условии, что будет стрелять на ноль. Тогда у нее есть шансы зайти на подиум. У остальных вообще ничего не вижу. А Юрлова ведь готовилась отдельно от команды. В связи с этим возникают вопросы к тренерскому штабу. Чем команда занималась на сборах? Сливко с нулем промахов на первом этапе проигрывает минуту пятнадцать.

3. Вы верите, что после снижения нагрузок наши полетят на легких ногах и появятся результаты?

— Такого не может быть. Должны быть хотя бы какие-то промежуточные результаты. Не может быть такого, что все под нагрузками и все мимо подиума. Так не бывает, хотя бы кто-то, но должен был иногда блеснуть. Мне кажется, во время подготовки были допущены методические ошибки.

4. Вас не удивляет, что европейский тренер Рикко Гросс руководствуется советскими методиками, загружая спортсменов большими объемами?

— Чтобы понимать, о чем речь, надо знать, какие конкретно были нагрузки. Можно грузить спортсменов большими объемами, а можно только скоростной работой загрузить. Если они «сидели» на больших объемах, то, по идее, уже должны были разбежаться. После того, как уменьшаются объемы и начинаются старты, обычно повышается форма и улучшается состояние.

5. После спринта в Оберхофе Антон Бабиков эмоционально высказался, намекнув, что биатлонисты и тренеры не понимают друг друга. Это значит, что в сборной плохая атмосфера?

— Думаю, это все эмоции. Ребята работают, а результатов нет. Из-за этого, понятно, нервничают. Это вполне естественно, иногда спортсмены позволяют себе такие высказывания. Но я считаю, что спортсмен не имеет права в середине сезона критиковать тренерский штаб. Да и по окончании сезона этого делать тоже не надо. Не стоит выносить на всеобщее обсуждение внутреннюю кухню. Спортсмены себя должны сдерживать. Ведь в случае побед всегда герои — спортсмены. В случае поражений всегда виноваты тренеры.

наверх