В Милане начинается чемпионат мира по фигурному катанию. Объясняем, как смотреть соревнования и всё понимать. А также напоминаем расписание соревнований и состав сборной на чемпионате мира.
Что нужно знать о фигурном катании, если я не смотрел его раньше? Фигурное катание первым из всех зимних видов спорта попало в олимпийскую программу.
Это случилось в 1908 году, правда, на летних Олимпийских играх. Первый чемпионат мира прошёл ещё раньше — в 1896 году в Санкт-Петербурге. В соревнованиях участвовали только мужчины-одиночники, девушки смогли стартовать через 10 лет.Сейчас крупные международные соревнования невозможно представить без четырёх дисциплин. Это — мужчины, женщины, спортивные и танцевальные пары. Каждая дисциплина состоит из двух программ — короткой и произвольной.
Спортсмены должны продемонстрировать владение основными элементами — шагами, спиралями, вращениями и прыжками. Это база, которая актуальна для всех. В соревнованиях спортивных и танцевальных пар есть специфические элементы. Например, подкрутки и выбросы или твизлы. Все передвижения происходят под музыку.
В чём здесь спорт?
Фигуристы любят повторять, что их спорт — наполовину искусство. Это правда. Но есть вторая половина. И здесь — всё то, что так ценят спортивные болельщики: преодоление, нагрузки на грани физических возможностей, сложные акробатические элементы, нервы и, конечно, битва за медали.
Так, чтобы отработать четырёхминутную программу, спортсмену требуется серьёзная физическая подготовка. Почти каждый сложный элемент вызывает серьёзные перегрузки.
Во время исполнения тройного прыжка на фигуриста давят целых 5 g. Сравнимые силы действуют на пилотов «Формулы-1». Перед прыжком нужно разогнаться до семи метров в секунду. Это почти 25 км/час — средняя скорость велосипедиста.Травмы у фигуристов тоже самые настоящие
Елена Бережная едва не погибла в 1996 году. На одной из тренировок, выполняя сложное вращение, её партнёр Олег Шляхов попал коньком ей по голове. Была пробита височная кость, осколки повредили оболочку мозга. Елена перенесла две нейрохирургические операции, после которых заново училась не только ходить, но и говорить, и читать.
Татьяна Тотьмянина рухнула с высоты двух метров во время исполнения поддержки и на несколько минут потеряла сознание. В больнице выяснилось, что у спортсменки сотрясение мозга. А Алексей Ягудин несколько лет катался на обезболивающих — из-за специфических нагрузок бедренная кость впилась в сустав и разрушилась. Врачам пришлось устанавливать металлический имплант.
Главное — это прыжки?
Можно и так сказать. Это самые ценные элементы любой программы. Чем больше в ней сложных многооборотных прыжков, тем выше её базовая стоимость. В современном мужском катании топ-фигуристы должны легко исполнять несколько четверных прыжков, девушкам нужно выучить все тройные, на дальнейшее усложнение пока решилась только совсем юная россиянка Александра Трусова. Но она, по правилам ISU, во взрослых разборках не участвует как минимум до 15-ти лет.
Число оборотов легко подсчитать даже новичку. Определить, какой именно прыжок исполняет фигурист, почти всегда помогают комментаторы. Формально все они делятся на две группы: рёберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые (лутц, тулуп, флип). В первом случае спортсмен отталкивается ото льда с ребра конька, во втором — при помощи зубца.
Самый сложный (и дорогой) прыжок у девушек — тройной аксель. Он исполняется с движения вперёд и потому в нём всегда не целое число оборотов, а немного больше. Проще говоря, когда судья видит в протоколе аксель в три оборота, на льду фигуристка накручивает все три с половиной. За него можно получить сразу 8,5 баллов. На два с половиной балла меньше стоит тройной лутц. У мужчин самый дорогой как раз лутц, но четверной — 13,6 балла. Перед толчком спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге, затем приседает на опорной ноге, а свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Раскручивается фигурист за счёт замаха туловищем и руками и вращается против часовой стрелки.
Прыжки часто собирают в каскады. За них можно получить ещё больше — их базовая стоимость складывается из баллов за каждый отдельный прыжок, входящий в каскад. На этом чемпионате мира одну из самых зрелищных комбинаций — «тройной лутц-тройной риттбергер» — исполнит Алина Загитова.
В женском одиночном катании нет каскада сложнее этого. Сейчас во всём мире его исполняет только одна спортсменка — Алина Загитова. Первой его решилась сделать тоже россиянка — Ирина Слуцкая. Он помог ей победить в финале Гран-при ещё в 1999 году.
Про лутц вы уже всё знаете. Риттбергер — один из трёх рёберных прыжков. Он не такой сложный, как лутц, потому часто становится вторым и третьим в каскадах. Правда, большинство современных фигуристов предпочитают с ним не связываться и выбирают совсем простой тулуп. С ним легко справиться, потому что у любого прыжка выезд на внешнем ребре назад, а это — исходное положение для тулупа. Каскады с риттбергером интереснее — исходное положение ещё неразгруппированное, значит, неустойчивое, и прыжок делается с одной ноги.
Ещё один важный момент. За исполнение прыжков во второй половине программы можно получить солидную надбавку — 10 процентов от базовой стоимости элемента.
Снимают баллы за падения. Если спортсмен падает один раз или два — минус балл и максимально низкий уровень. При этом базовая стоимость прыжка остаётся неизменной. За третье и четвёртое падение снимают два балла, за каждое следующее — три.
На что, кроме прыжков, смотрят судьи?
В короткой программе одиночников семь обязательных элементов, только три из них — прыжковые, при этом одинаковые прыжки делать нельзя, а каскад считается за один элемент. В произвольной — 13 обязательных элементов у парней (прыжков — 8) и 12 у девушек (прыжков — 7).
Кроме прыжков, нужно сделать три вращения, дорожку шагов и хореографическую дорожку. Все элементы различаются по уровням сложности — от первого до четвёртого. Уровни присваивает технический специалист. Так, например, идеально исполненная дорожка шагов четвёртого уровня стоит шесть баллов. Столько же дают за тройной лутц, правда, без учёта надбавок.
Комментаторы постоянно говорят про компоненты — что это такое?
Ещё один очень важный пункт в судейском протоколе. Он включает пять основных критериев: владение коньком, связующие элементы, артистизм, композицию программы и передачу музыки.
Это максимально субъективная часть оценки. И она почти всегда выше у топ-фигуристов. Простой пример: на чемпионате Европы в Москве Евгения Медведева получила от судей почти на три балла больше, чем Алина Загитова. Алине, как и любому другому новичку, эту оценку придерживали — на старте сезона после короткой программы получалось набрать чуть больше 31,42 балла. В Пхёнчхане, куда Загитова приехала в статусе чемпионки Европы, баллы существенно подросли — 37,62.
Качество исполнения оценивают девять арбитров. Их контролируют технические специалисты и главный судья.
Соревнования судят[2]:
- Главный судья, или рефери — заведует организационной стороной соревнования.
- Технический специалист с помощником — фиксируют элементы, недокруты, падения.
- Технический контролёр — контролирует работу технической бригады.
Если у специалиста с помощником случается разногласие, технический контролёр становится решающим голосом.
- Оператор ввода информации и оператор видеоповтора — находятся рядом с технической бригадой и ассистируют им (первый вводит их решения в компьютер, второй управляет системой видеоповтора).
- 9 судей— оценивают качество исполнения.
Оценки выставляются в баллах. Побеждает тот, кому удалось набрать большую сумму за две программы.
В одиночном и парном катании
Вместо выставления двух «общих» оценок (за сложность программы и за её представление) судьи оценивают все элементы в программе по отдельности.[3] При этом судьям помогают компьютеры (вес техники, которая нужна, чтобы судить соревнование мирового уровня, оценивается в 3 тонны).[4]
Очки за элементы
Для каждого элемента, выполненного фигуристом, оценка вычисляется по такому алгоритму. Технический специалист определяет название и уровень (базовый, 1, 2, 3 или 4). По таблице определяется базовая стоимость элемента в очках (SOV — Scale of Value).[6] Судьи определяют уровень исполнения (GOE — Grade of Execution) от −3 до +3, высший и низший GOE отбрасываются[7], остальные семь по таблице переводятся в бонус/штраф к очкам, усредняются и округляются до двух знаков.
Оценки за все элементы складываются — получаются очки за элементы (Total Element Score).
Чтобы в такой системе можно было сравнивать одного фигуриста с другим, предельное количество тех или иных элементов строго регламентируется[8]. Например, мужчинам в произвольной программе разрешено не более 8 прыжковых элементов, из них три — каскады и комбинации, и только в одном каскаде возможны три прыжка.
Чтобы выступление не выглядело однообразным, каждый элемент нельзя исполнять более одного раза за программу, за исключением (данные на 2012—13):
- Прыжки в одиночном катании. Прыжки до двойного лутца включительно можно повторять сколько угодно раз. Двойной аксель — дважды. Тройные и четверные — два прыжка на выбор можно исполнить дважды, остальные по разу. Если прыжок исполнен дважды, хотя бы один раз из двух должен быть в каскаде или комбинации.
- Прыжки в парном катании. Разрешены два одинаковых прыжка в одном каскаде или комбинации.
Существуют и другие требования, какие элементы исполнять обязательно, а какие — запрещено. Подробнее см. Короткая программа и Произвольная программа.
Очки за общее впечатление
Судьи ставят оценки за пять составляющих («компонентов») программы от 0 до 10 с шагом в 0,25:[4]
- Владение коньком, уверенное исполнение элементов с разных позиций и в разных направлениях (Skating skills)
- Связующие элементы — сложность, разнообразие и неожиданность (Transitions/linking footwork & movement)
- Артистизм, красота исполнения, единство партнёров (Performance/execution)
- Построение программы, умение подать себя красиво, хореография (Choreography/composition)
- Передача музыки и образа движениями на льду (Interpretation)
Для каждого из пяти компонентов отбрасывается лучшая и худшая оценки, остальные семь усредняются и округляются до двух знаков. Усреднённые оценки умножаются на установленные для данного уровня соревнования коэффициенты и суммируются — получаются очки за общее впечатление (Total Component Score, или Presentation Score). Коэффициенты подбираются так, чтобы элементы и общее впечатление давали примерно одинаковое количество очков. У взрослых женщин и пар коэффициент 0,8 для короткой программы и 1,6 для произвольной. У мужчин — 1,0 и 2,0.
Штрафы
Фигурист штрафуется за такие нарушения:
- Падения, по −1 за каждое. В парном катании падение обоих партнёров даёт −2. Помимо этого штрафа, падение на связке чревато снижением оценки за связующие элементы, а падение на элементе даёт GOE −3.
- Несоответствие формату соревнования: превышение по времени, неправильная музыка, посторонние предметы и т. д.
- Нарушения, опасные для себя и других участников: запрещённые элементы, отваливающиеся с костюма украшения.
Складываются очки за элементы, очки за общее впечатление и штрафы. Спортсмен/пара/команда, у которой итоговая сумма оказывается выше, и объявляется победителем.[3]
Ничьи, хоть и крайне редко, но бывают. Ничьи по одной программе разрешаются оценкой за технику в короткой программе и оценкой за компоненты — в произвольной. Ничьи по сумме нескольких программ — последней откатанной.
Протокол выступления
- Оценка за технику:
- В колонке Executed elements (1) записываются сокращённые названия элементов (например,
3S
— тройной сальхов,StSq4
— дорожка шагов 4 уровня). - В колонке Info (2) указываются особые отметки: недокрут более 90° (
<
), недокрут более 180° (<<
), нечёткое или неверное ребро для флипа/лутца (e
), незачёт (*
). - Base Value (3) — вычисленная по таблице стоимость «стандартно» исполненного элемента. Прыжки, выбросы, поддержки и подкрутки, исполненные во второй части программы, стоят в 1,1 раз больше, такие элементы отмечаются знаком «
x
». Стоимость в колонке указывается со всеми коэффициентами (на рисунке: стоимость двойного акселя в строках 4 и 10 разная). - GOE (4) — прибавка в очках за выставленный судьями GOE (5), с учётом того, что часть судей отбрасывается. Прибавка берётся из таблицы по наиболее сложному прыжку каскада без всяких коэффициентов.
- The Judges Panel (in random order) (5) — выставленный судьями GOE, от −3 до 3. Результаты перемешиваются компьютером, и невозможно определить, кто из судей поставил незаслуженно низкую или высокую оценку.
- Scores of Panel (6) — окончательная стоимость элемента, равняется сумме колонок 3 и 4.
- В колонке Executed elements (1) записываются сокращённые названия элементов (например,
- Оценка за общее впечатление (7): указываются оценки судей, от 0 до 10. В колонке Factor — весовые коэффициенты компонентов.
- Deductions (8): штрафы. На рисунке: два падения, по −1 каждое.
- Общий счёт за программу (9):
- Total Element Score — суммарная оценка за элементы.
- Total Component Score — суммарная оценка за общее впечатление (уже умноженная на соответствующие коэффициенты).
- Deductions — штрафы.
- Total Segment Score — общая оценка, является суммой остальных трёх.
Особые обозначения в графе Executed Elements
Обозначение | Описание |
---|---|
3A< | Недокрученный на 90° прыжок или выброс, базовая стоимость — 70 %. |
3F<< | Недокрученный на 180° прыжок, выброс или подкрутка. Базовая стоимость — как у прыжка уровнем меньше (в данном случае — двойного флипа). Одиночный прыжок не засчитывается. |
3Lz+3T | Каскад — тройной лутц, тройной тулуп. Базовая стоимость — арифметическая сумма прыжков. Прибавка за GOE — по наиболее сложному прыжку. |
2A+1Lo+2S | Ойлер в середине каскада (двойной аксель, ойлер, двойной сальхов) с сезона 2010—11 считается одиночным риттбергером. Такие каскады исполняются повсеместно в соревнованиях низкого уровня. Если (в соревнованиях очень низкого уровня) существует ограничение на количество одиночных прыжков, у фигуриста остаётся всего один риттбергер, который можно исполнить как изолированно, так и в каскаде. И до, и после ойлера должны быть зачётные прыжки: так, каскад «перекидной-ойлер-сальхов» засчитывается как 1S . |
3S+2Lo< | Если один из прыжков недокручен, базовая стоимость снижается только для него. Здесь стоимость тройного сальхова берётся полная, а стоимость двойного риттбергера — с коэффициентом 0,7. |
2Lo+COMBO | Двойной риттбергер, засчитан как каскад. В короткой программе или на соревновании с особым регламентом вместо обязательного каскада исполнен изолированный прыжок. |
2A+2A+SEQ | Прыжки, разделённые связующими элементами, а также аксель после любого стандартного считаются комбинацией прыжков (англ. jump sequence). Засчитываются два наиболее сложных прыжка с коэффициентом 0,8. Прибавка за GOE — по наиболее сложному прыжку без всяких коэффициентов. На рисунке: в каскаде «сальхов-риттбергер-риттбергер» (строка 3) фигурист допустил (намеренно или случайно) связующий элемент между прыжками. |
3T+SEQ | Если прыжок (достаточной оборотности, см. #Повторы элементов) исполнен изолированно второй раз, он засчитывается как комбинация. Если прыжок исполнен третий раз — не засчитывается весь каскад. На рисунке: тройной тулуп был исполнен дважды (строки 2 и 9); очевидно, падение с тройного прыжка помешало спортсмену закончить каскад. То же самое указывается, если пара в произвольной программе сорвала каскад. |
SSp | Если элемент не дотягивает даже до базового уровня, уровень опускается. Например, «волчок» (SSp ) не засчитывается, если не удалось исполнить 2 оборота в чистой позе. |
A | Такая же запись применяется и к сорванным прыжкам — прыжкам без вращения, «развалившимся» уже на стадии захода. Подобная запись практически не встречается в соревнованиях высокого уровня — чаще срывают свои одиночные прыжки дети и неспортсмены. |
LSp3* | Звёздочкой обозначаются элементы, опущенные как недопустимые (повтор, запрет, требовался другой элемент того же типа). На рисунке: в строке 5 фигурист удачно прыгнул в волчок (FSSp3 ). В конце программы запланировано сложное комбинированное вращение с прыжковым заходом, но не удалась уже первая стадия — прыжок в волчок. Поэтому техническая бригада засчитала одновременно элемент без уровня и повтор (FSSp* , строка 11). |
StSqB | Для первой дорожки шагов технической бригадой устанавливается уровень в зависимости от сложности и разнообразия шагов и поворотов. Данное обозначение введено в сезоне 2012—13. |
ChSq1 | Начиная с сезона 2012—13, вторая дорожка в произвольной программе у одиночников и первая у пар оценивается исключительно судьями — элемент choreographic sequence без уровня. Для женщин и пар эта дорожка должна содержать спирали. |
Действующие рекордсмены:
Мужчины — Юдзуру Ханю (Япония) — 330,43 балла.
Женщины — Евгения Медведева (Россия) — 241,31 балла.
Спортивные пары — Татьяна Волосожар и Максим Траньков (Россия) — 237,71 балла.
Танцы на льду — Тесса Виртью и Скотт Моир (Канада) — 206,07 балла.
Пары делают всё то же самое?
Не совсем. В парном катании не бывает слишком сложных прыжков — максимум тройной тулуп или сальхов. Каскады обычно тоже не отличаются сложностью. Но бывают и исключения. Например, два тройных и двойной тулупы в исполнении Ксении Столбовой и Фёдора Климова, когда они в форме.
Сегодня парники делают основной акцент на выбросы (партнёр отправляет партнершу на прыжок) и подкрутки (партнёр подбрасывает партнёршу в воздух, ловит её и ставит на лёд). В большой цене четверные элементы. Россияне Евгения Тарасова и Владимир Морозов исполняют четверную подкрутку. Канадцы Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд чуть ли не первыми начали стабильно делать четверной выброс. Всё это очень травмоопасно. В погоне за сложностью китайская фигуристка Суй Вэньцзин так упала во время одной из тренировок, что ослепла на один глаз.
Ещё у пар есть поддержки, причём, как правило, очень высокие, в отличие от тех же танцев. И тодес, во время которого партнёр держит партнёршу за руку, вращаясь вокруг собственной оси.
Выполняя элементы, спортсмены не должны забывать, что они в паре, а, значит, судьи обязательно обратят внимание на синхронность, точность в движениях и взаимодействие.
В танцах никто не прыгает. За что им ставят оценки?
У танцоров набор технических элементов гораздо скромнее, чем у спортивных пар. Прыжки и выбросы запрещены. В базовый регламент программ входят дорожки шагов, вращения, твизлы (синхронные вращения партнеров на одной ноге со сменой ног, а также рёбер конька — Team Russia) и поддержки.
Каждый элемент имеет четыре уровня сложности: чем выше уровень, тем больше стоит элемент. Но, конечно, оценка зависит и от качества исполнения — арбитры могут добавить до трёх баллов к базовой стоимости элемента, если он исполнен идеально, или столько же отнять — в случае ошибок. Найти их неподготовленному зрителю трудно. Потому для начала можно сосредоточиться на твизлах. Это самая сложная (и дорогая) часть программы, особенно если твизлы используются в дорожках шагов. Дорожка с двойным твизлом потянет на четвёртый уровень и принесёт порядка 10−11 баллов. Это много — за третий уровень, например, можно заработать не больше шести баллов.
Чтобы увидеть безупречное исполнение твизлов, достаточно посмотреть на вице-чемпионов Олимпийских игр в Пхёнчхане Габриэлу Пападакис и Гийома Сизерона из Франции.
Скольжение, или владение коньком, ещё один очень важный элемент в танцах и отдельной строчкой оценивается в компонентах — Skating Skills. Лидеры обычно получают за него 8,5−9,3 балла из 10. Когда скольжение лёгкое, мягкое, плавное и в то же время скоростное и уверенное — это высший класс. У зрителя должно сложиться впечатление, будто фигуристы не прикладывают никаких усилий, чтобы перемещаться по льду.
В танцах на льду
Система оценок аналогична одиночному/парному катанию, с такими отличиями:Очки за технику. Оценка за технику охватывает только сложные элементы наподобие твизлов, вращений, поддержек и дорожек шагов. Коэффициента 1,1 нет. Комбинация поддержек считается одним элементом, её стоимость — сумма первых двух. Обязательную танцевальную серию делят на два «элемента» со своими SOV/GOE. Уровень такого «элемента» (от 1 до 4) определяется количеством исполненных и сорванных шагов танца.
Очки за общее впечатление. Пятая оценка называется Interpretation/timing и включает также попадание движений в такт танца. Коэффициенты, в отличие от «спортивного» катания, неодинаковы:
Короткий | Произвольный | |
---|---|---|
Skating skills | 0,8 | 1,25 |
Transitions/linking footwork | 0,7 | 1,75 |
Performance/Execution | 0,7 | 1,0 |
Composition/Choreography | 0,8 | 1,0 |
Interpretation/Timing | 1,0 | 1,0 |
В соревнованиях низкого уровня
В соревнованиях детей и взрослых любителей, в зависимости от уровня организации и участников, в систему могут вносить такие изменения:
- Уменьшается количество компонентов, иногда до двух — владение коньком и артистизм. Соответственно увеличиваются коэффициенты.
- Если есть ограничения на уровень прыжков, коэффициент делают одинаковым для мужчин и женщин (обычно «женские» 1,6).
- Учитывается мнение всех судей (коих и без того мало, необходимый минимум — двое[9]). Зачастую оценки не перемешиваются, а привязываются к судьям; в таком случае вместо «in random order» указывается «J1», «J2» и т. д.
- В число зачётных добавляется элемент pivot figure (упрощённый вариант тодеса), иногда single waltz jump (перекидной).
- Элемент
StSq
(дорожка шагов) не применяется, первая же дорожка оценивается какChSq
. - Ограничение в два прыжка применяется и к элементам более простым, чем двойной аксель. У взрослых любителей — вообще на все прыжки.
- Танцоры вместо короткого танца исполняют обязательный (pattern dance, PD), творческой части не имеющий вообще. Каждый круг танца делится на 2—4 «элемента». Уровня эти «элементы» не имеют и оцениваются только судьями (техническая бригада фиксирует факт исполнения). Последние круги танца оцениваются дороже первых. Компоненты в обязательном танце таковы:
Skating skills | Владение коньком, уверенное и безошибочное исполнение шагов | 0,75 |
---|---|---|
Performance | Качество исполнения танца; артистизм | 0,5 |
Interpretation | Передача музыки движениями на льду | 0,5 |
Timing | Попадание шагов в такт танца | 0,75 |
Поскольку полный комплект техники стоит дорого, а подобные соревнования могут проводиться и на малоподготовленных катках, ИСУ пришлось проработать варианты и для малых соревнований. Наиболее бюджетный вариант состоит из компьютера с принтером и комплекта переговорных устройств[9].
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1434258
Когда и где смотреть чемпионат мира-2018
21 марта, среда.
17:00, «Первый канал» — Женщины. Короткая программа (сильнейшие разминки)
21:55, «Матч ТВ» — Пары. Короткая программа (сильнейшие разминки).
22 марта, четверг.
12:00, «Матч ТВ» — Мужчины. Короткая программа
21:55, «Матч ТВ» — Пары. Произвольная программа (сильнейшие разминки).
23 марта, пятница.
13:00, «Матч ТВ» — Танцы на льду. Короткий танец
23:15, «Первый канал» — Женщины. Произвольная программа (сильнейшие разминки).
24 марта, суббота.
14:15, «Первый канал» — Мужчины. Произвольная программа
17:20, «Матч! Арена» — Танцы на льду. Произвольный танец.
25 марта, воскресенье.
15:30, «Матч! Арена» — Показательные выступления.
Российские участники чемпионата мира-2018
Женщины: Алина Загитова, Мария Сотскова, Станислава Константинова.
Мужчины: Михаил Коляда, Дмитрий Алиев.
Пары: Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Наталья Забияко и Александр Энберт, Кристина Астахова и Алексей Рогонов.
Танцы на льду: Александра Степанова и Иван Букин, Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро.
Свежие комментарии