Зенит-2 провел, наверно, самый провальный сезон в своей истории. Проблема результата до ухода Александра Горшкова (команда тогда набрала 1 очко за 9 матчей) базировалась на многих вещах, в числе них – недостаточно зрелый и конкурентный на тот момент молодежный состав. И возвращение Владислава Радимова не сделало что-то сверхъестественное, команда стала чаще брать очки (и даже однажды победила), но кардинально ситуация не поменялась. Поэтому на зиму образовалась нелегкая задачка – необходимо было точечно усилиться, и одновременно с этим «разгрузить» состав от тех, кто не смог в тот момент помочь клубу в «лучшей лиге мира». Лично мое мнение – с задачей справились достойно.
Сразу отмечу здесь, в первую очередь, заслугу главы селекционного отдела «Зенит-2» и молодежного состава, пришедшего в ноябре – Антона Тупикова, и всех остальных, кто имел отношения ко всем переходам. Теперь – о самой работе.
Для начала, вот и сама «активность» на трансферном рынке. Серым выделены те, кто вернулись из аренды и сразу же покинули клуб; желтым – задействованные (как минимум, в нескольких матчах) игроки из «молодежки»:
Как вы видите, перестройка коснулась практически каждую позицию.
Ниже пойдем непосредственно по каждому амплуа:
ВОРОТА
В первой половине сезона основным вратарем был Никита Гойло, отыгравший осенью 11 матчей. Несмотря на то, что он стал лидером ФНЛ по сейвам к концу сезона (4.24/матч, что на голову выше остальных, недурно для 20-летнего парнишки), его часто подменял второй кипер, Михаил Кизеев (особенно при Радимове).
В любом случае, оба не удовлетворяли запросам тренеров, поэтому зимой был взят в аренду голкипер из «Рубина», игравший до этого полгода в Чемпионате Норвегии, 25-летний Алексей Городовой. Алексей немного превосходил остальных по взбросам мяча рукой и средним передачам, отбил 2 пенальти, но ограничился 7 играми и поехал тренироваться с основой, уступив в остальных матчах место… 18-летнему Нодари Каличаве, пришедшему из академии. И он, судя по всему, был именно тем, кого так сильно искал штаб. По цифрам за 5 матчей, Нодари показался самым универсальным голкипером, одинаково хорошо играющим в створе и на выходах, а также стал лучшим почти по всем типам передач.
ЦЕНТР ЗАЩИТЫ
Если позиция ЛЦЗ не претерпела изменений (Рукас/Скроботов), то позиция ПЦЗ оказалось более проблематичной. Основным вариантом был капитан команды Сергей Бугриев, который конкретно недобрал во всех типах единоборств (он проседал даже вверху, с ростом в 197 (!) см.). «Вечно перспективные» Никита Каккоев и Максим Карпов, вероятно, также не рассматривались как усиление состава – первый сыграл 4 матча и ушел в «Томь» свободным агентом, а второй после аренды в «Роторе» тут же перешел в «Крылья Советов» за 200.000 евро.
Зато в команду из аренды в Финляндии вернулся Артем Вяткин, на которого сначала и сделали ставку. Он заметно выделялся уверенностью в единоборствах (при том, что он на 11 см ниже Бугриева, он в 1.5 раза чаще и заметно успешнее играл сверху), чаще наносил дальние удары (в Финляндии он любил это практиковать), меньше терял и больше овладевал мячом на чужой половине. Однако самое интересное здесь то, что под конец сезона нашелся еще один качественный «молодой». Пришедший чуть позже из академии Данила Прохин всего за 4 матча зарекомендовал себя как самый отнимающий и продвигающий мяч игрок на данную позицию (а вдобавок ко всему, еще успел стать одним из капитанов «Зенит-2» и команды «Россия-1» на недавнем турнире «Мемориал В. Гранаткина», где забил 2 мяча дальними ударами).
КРАЯ ЗАЩИТЫ
Слева первые полсезона основную часть времени играл Антон Синяк, лишь изредка его нестабильно подменяли множество игроков (ЛЗ из молодежки, ПЗ и, даже, Скроботов). Антон был очень надежным вариантом, мало терял мяч, аккуратно вел единоборства и грамотно шел в обводку (в среднем почти 3 за матч и 72% успеха). И зимой ему нашли достойную смену в лице Ивана Маклакова из молодежки ЦСКА, подписанного за символические 7.000 евро. Иван явно добавил в атаке, создавая 0.5 голевых моментов за матч, при этом не хуже ведя единоборства. Поэтому, оба ЛЗ после зимы провели примерно одинаковое кол-во времени на поле, и каждый из них стоил своего места в основе (где-то нервно курит основной «Зенит»).
Справа же сезон начинали молодые Даниил Пенчиков (в постах группы «СБГ Аналитика» его выделяли, как одно из самых светлых пятен «погружающейся во мрак» команды) и Самир Байрамов. Одновременно с приходом Радимова в состав ввели пропустившего несколько месяцев из-за травмы Дениса Терентьева, и они с Даниилом делили друг с другом «правую бровку», а Байрамов вернулся в состав молодежки. Зимой было принято решение отправить Пенчикова за постоянной игровой практикой на правый фланг защиты «Томи», который там, к слову, как раз освободил вернувшийся из аренды Сергей Зуйков. За время игры в Томске он вырос в цене в 2 раза, став одним из лучших ЛЗ лиги, и уехал доигрывать сезон в «Тамбов», где, к сожалению, травмировался после первого же матча, и выбыл на полгода. В итоге, на позиции ПЗ Терентьева подменял не менее опытный Дмитрий Богаев, и оба (ожидаемо) справились со своими задачами.
ПОЛУЗАЩИТА
Изменения коснулись, по большей части, АПЗ и вингеров. В аренду в «ХИК» отправился 19-летний Иван Тарасов, который не сильно проявил себя в 13 матчах первого круга (выходил на оба фланга и в центр нападения, 0 результативных действий). В Финляндии он провел 8 матчей и отдал 3 голевые передачи, но лишь однажды был в старте, в остальном выходил на 20 минут (кстати, средний InStat Index был около 230, даже взяв в расчет уровень соперника, это как минимум показывает значительно больше вклада в игру, чем при игре в «Зенит 2»). Также ушел 20-летний Руслан Казаков (нечего сказать, он банально не проходил в состав, в ПФЛ он смог стабильно выходить на родную позицию ОПЗ), в «Ленинградец». Условно можно отметить, что ушел и лидер команды Леон Мусаев (после зимы он отыграл лишь 3 матча, а затем поехал тренироваться с основой).
На вход картина интереснее. В клуб из «Химок» пришел Андрей Мостовой (вероятно, за его MV в Transfermarkt – 400.000 евро), и это оказалось самым полезным приобретением. Андрей сразу же стал самым продуктивным игроком в атаке, он был лучшим буквально во всем, что касается продвижения: за 16 матчей набил 5+2; создал 13 голевых моментов (по InStat); в среднем делал 8/6 обводок за матч с 74% успеха и отдавал 35 передач за матч с 80% точностью; по единоборствам – 25.6 в среднем и 46% успеха. Куда ни глянь – топ.
Также был приобретен Данила Буранов из «Строгино». Занимательно, что он выходил в ПФЛ ближе к атаке, а в «Зенит-2» его использовали скорее как ОПЗ (сначала было похоже, что берут прототип Мусаева, но он намного меньше принимал участие в единоборствах). Его главное оружие – участие в командном прессинге, благодаря которому команда прибавила в этом инструменте (InStat насчитывает в 2 раза больше попыток, а он лично набрал 8 овладеваний, из них 4 – на чужой половине). В остальном, он на достаточном уровне продвигал мяч/сохранял владение, чем (вопреки моим ожиданиям) и заслужил место в составе.
ЦЕНТРФОРВАРДЫ
До зимы за 24 матча «Зенит-2» забил всего 12 мячей. Тогда ЦН играл воспитанник «Чертаново» Николай Прудников, которого чаще всего подменял Максим Бачинский из молодежки. У обоих XG около 0.3 за матч (при этом, у Николая в среднем 0.12 голов за матч, а у Максима – 0) поэтому нужны были либо те, кто находят больше возможностей, либо те, кто умеют ими пользоваться. Ясное дело, что при этом оверперформинг появился у АПЗ, и говорить о бесполезности нападающих было бы грубо, но в любом случае требовалось усиление атакующего потенциала.
Зимой пошла резкая смена кадров – Никита был арендован «домой» в «Чертаново», а Максим вернулся в молодежный состав. На их место были взяты в аренду 2 разноплановых форварда – 25-летний Михаил Маркин из «Мордовии» и 21-летний игрок молодежки «Урала» Артем Юсупов. Первый – коренастый среднегабаритный (180/77) игрок, который много работает без мяча, хорошо приспособлен для реалий ФНЛ, много борется, грамотно открывается под рывки и умеет держать мяч в чужой трети (неудивительно, что в «Зенит-2» он провел качественный отрезок, за 13 матчей набил 5+2, что соответствовало его XG). Это помимо прочего позволило ему выходить и на позицию правого вингера. Второй – 190см таргетмен с довольно стандартным набором качеств для данной, стал чаще появляться под конец сезона, за 300 минут отыскал 12 голевых моментов (по InStat), забил 1 мяч. Провел недостаточно времени для какой-либо оценки, как и последний новичок команды – 20-летний Даниил Макеев. С ним все очень туманно, до подписания контракта с СБГ он целый год не играл после ухода из «Рубин-2», и пока что провел на поле лишь 35 минут. Так что для дальнейших выводов нужно смотреть дальше.
Закрывает список еще один большой талант из молодежки СБГ – Даниил Шамкин, который к 16 годам успел дебютировать в ФНЛ и поехать на ЕВРО U17 в составе сборной России этой весной. Он, как и тезка в центре защиты, отыграл лишь 4 матча, но активное привлечение ко второй команде и вызовы в составы сборных говорят сами за себя. Выходил он, правда, больше на позицию «десятки», являясь номинально ЦН, и на то, видимо, были свои причины.
ИТОГ
За зиму команду покинули много разных игроков по разным (вероятным) причинам. Тех, на ком поставили крест относительно возможности перехода в главную команду, и кто не подходил по возрасту для молодежки, отпустили/продали в другие клубы (Каккоев, Карпов). Те, на кого есть спрос и для чьего развития предпочтительнее было играть в более «готовых» коллективах, туда и отправились (Пенчиков, Зуйков). Некоторые молодые игроки, также переросшие уровень молодежки, но не пробившиеся в состав, уехали из клуба. Кто-то навсегда (Запрягаев, Казаков), а кто-то, вероятнее всего, еще получит шанс проявить себя в команде (Тарасов, Прудников).
Усилился «Зенит 2» точечно, и почти все новички сходу начали оправдывать выпавший им шанс. Одна из худших команд, как по забитым, так и по пропущенным мячам, смогла набрать ход, по очкам после зимы заняв 9 место, имея положительное соотношение голов. Сбалансированное приобретение как относительно зрелых игроков с опытом игры в ФНЛ (Мостовой, Маркин), так и привлечение крайне талантливой и готовой ментально молодежи (Каличава, Прохин, Шамкин) также хорошо отражается и в финансовом соотношении. Хоть и детали большинства контрактов неизвестны (вероятно, также работа Антона Тупикова, здесь наверняка знать нельзя), были лишь невысокие траты на Маклакова и Мостового, а Буранов и Макеев пришли свободными агентами. Из-за вылета команды (на 99,9%) в ПФЛ арендованные игроки маловероятно будут выкуплены у клубов, но они, тем не менее, достойно помогли клубу набрать очки.(Леонид Гагарин)
P.S. Данные Wyscout (по умолчанию) + InStat (где указано). Источники информации по контрактам – сайт Transfermarkt. Сделано специально для паблика «СБГ Аналитика»
Свежие комментарии