Сразу скажу, что в этой теме и Нагельсманн наш любимый будет!
Но сначала про нашу систему, которая ничуть не изменилась с 2018 года, и как у нас вранье вырастает из малого:
56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола
Пропустим абзац, где я буду пытаться небанально расписать, что у ребенка не будет правильного развития без грамотного тренера. Роль детского тренера первостепенна. Это все понимают. Сразу к проблеме.
Чтобы стать лицензированным тренером в России, достаточно получить низшие категория D или С. На самом деле это необязательно, вас могут допустить к работе с детьми и без лицензий, но об этом чуть позже. Стоимость обучения – 7 и 15 тысяч рублей. Много это или мало, каждый решит сам. Однозначно можно сказать про срок обучения – 5 дней (категория D) и 3 недели (категория С). Это мало. На категорию D возьмут учиться со средним образованием, на С – с любым высшим (профильного не требуется).
– На категорию D обучают в регионах, у нас – сразу на С, – отвечают в приемной московского центра. – У вас есть высшее образование? Да? Тогда можете учиться сразу на С. Подобные центры есть в Ярославле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Омске и Волгограде.
В РФС входит 11 межрегиональных федераций и 81 региональная федерация – они охватывают своей странной сетью всю страну. И при этом существует всего 10 центров обучения и выдачи лицензий тренерам. Эта цифра объясняет, почему с детьми в России половина тренеров работает без лицензии. Кто хочет – тот и работает.
По данным РФС, в России зарегистрировано 11 000 тренеров. Из них 6198 не имеют лицензии – это 56 процентов. Официально. График из Общенациональной стратегии развития футбола в РФ на период до 2030 года:
Тренеры категории D (5 дней) и C (3 недели) не могут считаться высококачественными специалистами, поэтому их в этом графике тоже нужно выделить красным. Если сделать это, то получится, что в России 9947 из 11 000 тренеров не обладают высокой квалификацией. 90,4 процента.
А еще нужно понимать, что далеко не все учтенные РФС тренеры работают. Получили лицензию давно и уже уволились/не смогли трудоустроиться после получения/проходили курсы из интереса и так далее. Если все это учесть, то каким получится процент работающих компетентных тренеров?
– Сравнительные цифры по другим странам показывают, что на сегодняшний день тренеры – самое проблемное направление, достигнуть качественных изменений в котором будет очень непросто и затратно по времени и ресурсам. Количество тренеров в Германии, сертифицированных по B-УЕФА, превышает число российских в 41 раз (21 731 против 528), – выкладка из программы развития футбола в РФ до 2030 года.
Директора и тренеры школ в областях, где нет центров, полагаю, мыслят так: возможности получить лицензию рядом нет, а ехать ради трех недель обучения – нет смысла (и дорого). И так вроде неплохо работается.
– Учился на лицензию С в Москве, – рассказывает выпускник курсов Дмитрий Кортава. – Дают много базы, терминов. Предметы? Анатомия, биомеханика и вроде все. Хорошая вещь, каждый должен пройти эти курсы. Естественно, за три недели из тебя не сделают специалиста, но дают все емко и по делу, советуют правильную литературу, на многое открывают глаза.
Преподают в основном молодые ребята, но это даже хорошо, поскольку большинство из них – практики. Они хорошо знают детский футбол изнутри. На выходе сдается экзамен. Тебе дают задачи, которые нужно реализовать в ходе тренировки, а ты составляешь план занятия и защищаешь его перед комиссией. На следующий день – теория. Экзамен далеко не формальный. Примерно 30-40 процентов его не сдают. После обучения трудоустраивать тебя не будут, но, возможно, помогут рекомендацией, если выделишься. Считаю, что это очень полезно.
После получения категории C и года работы в детско-юношеской школе можно получить категорию B, потом A и, наконец, PRO. Мест, где можно выучиться на эти категории в 10 раз меньше, чем на C и D. Такое место одно. Академия тренерского мастерства находится в Москве при РГУФКСМиТ. Это отлично отражает состояние футбола в России.
Четыре года назад РФС пролоббировал в УЕФА разделение категорий B и A. Теперь можно получить соответствующие категории для работы в профессиональном футболе (B-УЕФА, A-УЕФА) и детско-юношеском (B-РФС юношеская, A-РФС элитный детско-юношеский футбол). Для чего это было сделано, непонятно, учитывая, что в Европе такого разделения нет. На этот и другие вопросы отвечает технический директор РФС и генеральный директор академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.
– Существует два разделения обучения: профессиональные тренеры в системе УЕФА и тренеры детско-юношеского футбола. Мы получили разрешение от УЕФА на это разделение четыре года назад. Это чисто наше введение, сейчас УЕФА будет идти во всех федерациях по этому пути.
Тренеры с лицензиями профессионального футбола не всегда работают успешно в детско-юношеском. Пожелание, прежде всего, шло от наших академий: «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Динамо» обратились к нам, чтобы мы создали это направление подготовки.
– Вы считаете этот эксперимент успешным?
– Да, поскольку другие страны начали этот вектор в обучении тренеров, скажем так, не то что использовать, но реализовывать.
«На сайте нет информации о стоимости обучения? Вышлю вам табличку»
– Академия тренерского мастерства находится в структуре РФС. Я правильно понимаю?
– Конечно.
– И финансируется на деньги организации?
– Нет, РФС является учредителем, а академия тренерского мастерства финансируется самостоятельно.
– То есть она самоокупаемая? Прибыльная?
– Практически. О прибыльности нельзя говорить, поскольку это процесс обучения.
– Но деньги за обучение берутся.
– Деньги берутся, но они тратятся на обеспечение процесса всем необходимым в соответствии с требованиями. Включены в стоимость стажировки (перелет, гостиница, поля и т. д.), все-все-все тратится на процесс обучения и его совершенствование: методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы…
– На сайте академии нет прейскуранта на обучение. Это секретная информация?
– Нет, она не секретная, просто сейчас она может поменяться. Вы можете ее… По-моему, в открытом доступе она была. Это не секретная информация.
– Однако на сайте ее нет.
– Учтем, но никакого секрета нет. Вышлю вам табличку.
– В стране всего 10 центров. Почему вы не расширяете эту сеть?
– Процесс обучения требует, прежде всего, наличие квалифицированных преподавателей. Во многом это связано именно с неким не то что отсутствием, но нехваткой профессиональных преподавательских кадров. Причем речь не только об области футбола, но и о других смежных науках: физиология, биохимия, биомеханика. Такие преподаватели сосредоточены в университетах, поэтому большинство центров привязано к кафедрам.
– Примеры стран, где в 21 веке футбол встал на ноги – Исландия, Германия, Бельгия – показывают, что там начинали прежде всего с детских тренеров… У нас этот вектор есть?
– Отчасти прослеживается. Четыре года назад мы выделили целое направление подготовки детских тренеров – то, с чего вы начали разговор. Вместе с тем страна очень большая, скажем так, не всегда удается осуществить полноценный контроль над преподавательской деятельностью и тренировочной деятельностью наших специалистов. Не всегда удается. Или в полной мере не удается.
«56 процентов тренеров не имеют лицензии? Страна очень большая»
– Я правильно понимаю, то работать в ДЮСШ может вообще любой, лицензия для этого не нужна?
– Смотря в какой [школе] вы работаете и на каком возрасте. Если вы тренируете команду и участвуете в соревнованиях под эгидой РФС, то вы обязаны иметь ту или иную аттестационную категорию. Ясно, что вы можете работать с мальчиками 2010 года в муниципальной школе какого-то поселка. Но как только вы начнете играть в соревнованиях на область/республику и так далее, то лицензия вам понадобится. Это требования не только РФС, это требования УЕФА, поскольку мы являемся членами тренерской конвенции УЕФА.
– По статистике РФС, 56 процентов тренеров не имеют лицензии. Как такое возможно?
– Опять же говорю на примере. Страна очень большая. Например, в каком-нибудь поселке под Магаданом…
– Даже не в поселке, а в самом Магадане. Там же нет школы тренеров.
– Школы нет, но можно приехать в Омск, Хабаровск или организовать обучение в Магадане.
– Это же недешево – ехать в другой город.
– Тогда обучение силами центров организуется на местах. Определенное количество тренеров должно подать заявку через свою региональную федерацию. Многие, кстати, так и делают для оптимизации средств. Так поступают и клубы. Например, краснодарский центр обучает соискателей лицензий в Грозном, Махачкале, Владикавказе.
«У западных коллег нет такого количества физкультурных вузов»
– Обучение на категорию D занимает 5 дней, C – 3 недели. Этих сроков достаточно, чтобы допустить тренера работать с детьми?
– Это стандартные программы УЕФА, которых мы придерживаемся. Вместе с тем стоит вопрос об увеличении учебных часов. Уже начали с лицензий Pro, A… Скорее всего, в следующем году увеличим количество часов на лицензию C. Здесь подразумевается, что на лицензию С приходят слушатели с высшим образованием физкультурных вузов или педагогических факультетов физвоспитания. Этим мы разительно отличаемся от западных коллег, где нет такого количества физкультурных вузов.
– Физкультурные вузы – да, но ведь это далеко не все. Можно прийти на тренерские курсы с любым образованием.
– Можно, но ведь не все получают лицензию.
– Со стороны кажется, что три недели – формальность. Я не понимаю, как можно стать тренером за этот срок.
– Вы им и не станете, даже получив лицензию PRO и пройдя все ступеньки обучения. Но для начальной ступени получить определенные знания… После получения лицензии С, скорее всего, вам дадут самые младшие группы, и вы начинаете обучаться. Каждые три года вы подтверждаете лицензию. Идете учиться на лицензию B-юношеская, А-элитный уровень в детско-юношеском футболе. Постепенно вы становитесь тренером, например, «Спартака».
– Получается, что ты учишься на детях?
– Необязательно, вам могут дать другой возраст, назначить помощником. Кроме того, не нужно забывать, что на каждой ступеньке есть как вступительные экзамены, так и выпускные.
Когда ввели обязательное обучение на лицензию B-юношеская для тренеров академий и школ РФПЛ и ФНЛ, за первый год за парту село примерно 300 тренеров, из них 60 процентов не получили лицензию. Что касается категорий УЕФА, то она регламентирована профессиональным футболом. Конкурс примерно 1 к 5. То есть поступает 100 заявлений, а берут 20 человек.
– Мы хотим, чтобы у нас было больше квалифицированных тренеров, соответственно мы заинтересованы принять на обучение как можно больше тренеров. Зачем отсеивать четыре пятых?
– Невозможно одновременно учить сто человек. Также тренеры должны учитывать, что где они собираются работать – в детско-юношеском футболе или профессиональном.
«Когда говорят о бесплатности, говорят о халяве»
– Вам не кажется необходимым под чемпионат мира запустить программу, выделить финансирование, чтобы открыть больше центров в регионах и сделать обучение бесплатным?
– У нас и так одни из самых дешевых курсов среди европейских стран.
– Вы сравниваете с европейскими странами. Какой уровень жизни здесь и там.
– Смотря что и с чем сравнивать. Это дискуссионный момент. На Западе все платят сами, причем очень приличные деньги, а у нас школы зачастую платят за тренеров. Я считаю, что когда вы платите сами, то более ответственно подходите к процессу обучения, а не когда за вас платит дядя.
– И все-таки. 15 тысяч – приличные деньги.
– Мы держим эту планку определенное количество лет. Речь идет о том, чтобы выделить несколько сегментов – массовый футбол, детско-юношеский, профессиональный… Для подготовки высококвалифицированных футболистов тренеров достаточно. Для массовости… Мы думаем ввести дистанционное обучение, сделать его доступным в любой точке нашей страны. Попытаемся реализовать в этом году, но все равно для практического экзамена нужно будет приезжать в центр, либо организовываться в группу и ждать приезда преподавателя.
– Вам не кажется, что бесплатное обучение на тренера привело бы к буму футбола?
– Обучение бесплатным не бывает. Знаете, когда говорят о бесплатности, говорят о халяве. Халява в нашей ментальности жила, живет и будет жить, поэтому этого надо избежать.
– Да, но почему бы не использовать эту ментальность в хороших целях?
– И сейчас есть бум. Тренеры идут на курсы, все центры обучают тренеров в достаточном количестве. Просто в силу масштабов страны это сложно контролировать.
– Тем не менее, программа развития футбола считает иначе. Там нехватка квалифицированных тренеров называется одной из главных проблем и самой болезненной.
– В Германии тоже не хватает тренеров. Вот я был в Германии – там не хватает тренеров. В Испании, Италии тоже не хватает. У них такая же сеть, такая же система обучения, но расстояния другие.
Германии стало скучно выращивать классных игроков. Теперь они выращивают классных тренеров
Немцы снова круче всех.
В чемпионате Германии сейчас работают 6 главных тренеров моложе 40. Двое из них – Доменико Тедеско и Юлиан Нагельсманн – выпускники местных тренерских школ и главные представители нового поколения, которое в 2017 году устроило революцию в немецком футболе.
Немцам стало скучно выращивать крутых футболистов. Теперь они всерьез взялись еще и за талантливых менеджеров. Чтобы вы не думали, что в Германии только в футболе молодым и одаренным открыты все двери, вот простой пример.
Несколько лет назад правительство земли Северный Рейн-Вестфалия в рамках поддержки начального музыкального образования среди детей запустило программу «Каждому ребенку по музыкальному инструменту». Всем учащимся начальных школ в Рурской области – а это свыше 200 тысяч человек – бесплатно выдали музыкальный инструмент на выбор и обеспечили преподавание игры на нем.
Примерно то же самое сегодня происходит и в немецком чемпионате. И хотя на каждого способного молодого специалиста в бундеслиге команд точно не хватит, тенденция явно прослеживается.
Только пятью клубами бундеслиги прямо сейчас руководят иностранцы. Двое из них – хорват Ковач («Айнтрахт») и венгр Дардаи («Герта»), которые прожили всю жизнь в Германии и выросли здесь в высококлассных специалистов. Австрийцы Петер Штегер («Дортмунд») и Ральф Хазенхюттль («Лейпциг») вряд ли потянут на полноценных иностранцев. Вот и получается, что на всю лигу только один тренер-легионер – швейцарец Мартин Шмидт из «Вольфсбурга».
Академия Хеннеса Вайсвайлера – флагманский центр подготовки профессиональных тренеров в Германии. Он работает с 1947 года (на 16 лет старше бундеслиги) и состоит из нескольких первоклассных тренировочных полей, открытого бассейна с подогревом, жилого корпуса уровня четырехзвездочного отеля и столовой, в которой готовят только здоровую еду. История успеха любого немецкого тренера последних 40 лет стартует именно отсюда.
Отто Рехагель учился в Кельне с октября 1969-го по март 1970-го и застал те времена, когда академией руководил человек, в честь которого она теперь названа (Хеннес Вайсвайлер – один из самых успешных тренеров за всю историю немецкого футбола). Юпп Хайнкес в 33 года получил здесь диплом и сразу устроился кризис-менеджером в родном «Гладбахе». Клаус Топмеллер сел за парту в 1984-м. Феликс Магат – в 1989-м. В начале нулевых Юрген Клинсманн проходил тут учебу вместе с Маттиасом Заммером, Пьерром Литтбарски и нынешним тренером бундестим Йоги Левом. Юрген Клопп выпустился в 2005-м, а через год диплом получил Томас Тухель.
10-месячное обучение в академии стоит 10 000 евро, не считая расходов на билеты и проживание (центр теперь расположен в городе Хеннеф, Северный Рейн-Вестфалия), и до приемных экзаменов допускают только тех, у кого уже есть тренерская лицензия категории А. Чтобы ее получить, нужно как минимум год тренировать команду из региональной лиги (4-й дивизион) или оберлиги (чемпионат земли Шлезвиг-Гольштейн сгодится).
Перед приемом заявок от абитуриентов глава академии Франк Вормут, два его помощника и два психолога устраивают претендентам генеральную проверку. Она проходит в три этапа: письменное задание (тест на логическое мышление), 20-минутное интервью с целью вывести собеседника из равновесия и двухчасовое практическое занятие с последующим разбором тактических ошибок и путей их решения.
Как правило, из 80 человек, претендующих на 24 места в академии, по итогам этой проверки отсеивается 20-25 соискателей. Озлобленные войс-мейлы и гневные письма на почту руководителя центра от непоступивших – обычное дело. Вормуту искренне жаль тех, кто пытается попасть на курс в третий или четвертый раз (есть и такие), но он ищет лучших.
Никаких скидок для звезд не предусмотрено. Чемпионы мира учатся наравне с никому неизвестными персонажами, которые из-за травмы закончили играть в 23 года или не играли в футбол вовсе. Все регулярно ходят на лекции (хотя достаточно посетить 85% занятий, чтобы получить желаемую лицензию Pro) и потом сдают экзамены.
Вормут не называет фамилий, но говорит, что поначалу к нему, звеня медалями, регулярно приходили заслуженные ветераны, у которых было по 400 матчей в первой бундеслиге, с просьбой забить местечко на следующий учебный год. Но очень быстро такие заявки прекратились. «Мне не нужны 24 друга и два десятка новых контактов в моей телефонной книжке, – честно признается Вормут. – Я хочу получить в конце года образованных дипломированных специалистов, за каждого из которых смогу поручиться лично, потому что буду знать, как они сюда попали и через что прошли».
Зачастую условные 15 лет в большом футболе – никакое не преимущество. Бывший защитник сборной Германии и дортмундской «Боруссии» Кристиан Вернс убедился в этом лично: «Когда я шел на эти курсы, думал, что хорошо разбираюсь в игре и знаю о ней все. Изучив тысячу страниц теории, я понял, как сильно ошибался».
Первое, что делают все ученики, сдавшие вступительные экзамены в академию, – выезжают все вместе на ближайший по календарю крупный летний турнир (молодежный чемпионат мира U-20 или взрослый чемпионат Европы). Там они обучаются работе профессиональных скаутов, объединяются в небольшие группы, снимают игры и проводят анализ отснятого материала.
Теоретическая основа курса – тактика, педагогика, психология, физиотерапия. Одно из самых популярных практических занятий в академии называется «Горячий стул». Выглядит это так. Трем ученикам достается настоящая команда (обычно из юношеской бундеслиги) и они по очереди начинают ей управлять, то есть вести тренировочный процесс. Время тренировки ограничено только здравым смыслом – каждый тренер сам решает, какие упражнения команда будет выполнять, какую методику подобрать, какова будет нагрузка и когда прозвучит финальный свисток. Цель – подготовить футболистов к предстоящему матчу. Трое других в этот момент анализируют действия коллег и делают пометки.
На следующий день те, кто тренировал, садятся на стулья перед «аналитиками» и отбиваются от их критических замечаний. Можно задавать абсолютно любые вопросы, и если кому-то очень захотелось докопаться до вашего стиля управления, то придется достойно парировать. Бывали случаи, когда такие разборы загоняли человека в глубокую депрессию. В любом случае настоящему тренеру за карьеру придется пережить сотни похожих разговоров, и в академии готовят в том числе и к ним.
«Для нас важно, чтобы те знания, которые мы даем нашим студентам, не были оторваны от реальности, – говорит Брендан Бирх, один из преподавателей центра. – Мы хотим, чтобы главный тренер с его помощниками были на одной информационной волне. Другими словами, наши выпускники должны понимать, о чем говорит клубный видеоаналитик или фитнес-тренер, они должны уметь вычленить главное из массива данных, что приходит из статистического отдела, и знать, что делать, когда врачи пожалуются на хроническую мышечную перегрузку у игроков».
На финальном этапе обучения каждый проходит восьминедельную практику в одном из клубов бундеслиги. Это к вопросу о том, почему клубы не боятся доверять юным и неопытным новичкам важнейший пост.
Во-первых, все в клубе уже давно в курсе способностей каждого практиканта и приглашают его с прицелом на будущее. Или смотрят за проспектами, которые параллельно стажируются у конкурентов.
Во-вторых, для многих команд (особенно из второй лиги) студент с дипломом академии Вайсвайлера – сам по себе большая удача. В 2011 году Рогер Шмидт еще не успел как следует отпраздновать окончание учебного года, как к нему на почту уже упало несколько вариантов трудоустройства. Немец выбрал «Падерборн» и финишировал с ним на пятом месте во второй бундеслиге (лучший на тот момент результат в клубной истории), не добрав всего очка до зоны стыковых матчей.
Без высшей категории – лицензии Pro – в Германии нельзя тренировать даже клуб третьего дивизиона. В Англии, к примеру, еще совсем недавно достаточно было категории A для работы в чемпионшипе. В каждой юношеской футбольной секции, участвующей в программе Talentforderung, заняты как минимум два тренера с лицензией Pro, которые следят за тем, чтобы знаменитый конвейер не останавливался. Гетце, Шюррле, Ройс, Дракслер, Вернер, Киммих – все они росли под присмотром лучших молодых тренеров Германии.
УЕФА сегодня, помимо академии Хеннеса Вайсвайлера, сотрудничает с 45 центрами подготовки тренеров по всей Европе. То, что делает немецкую академию действительно неповторимой, – глубина и обширность учебного процесса. По стандарту европейской футбольной ассоциации для получения лицензии Pro суммарно курсы должны длиться не менее 240 часов. В Англии тренеры получают Pro-лицензию после 256 часов занятий. В академии Хеннеса Вайсвайлера длительность учебного курса составляет 815 часов.
***
Доменико Тедеско 32 года. До того, как стать профессиональным тренером, он несколько лет трудился инженером на заводе Daimler – работал над минимизацией шума в автомобилях Мерседес. Профессия поменялась, но принципы работы остались те же.
Его нынешний клуб «Шальке» пролетел первый круг чемпионата на скорости нейтрино, не издав при этом ни звука, и расположился перед перерывом на втором месте. И это без трех ушедших летом лидеров – Хеведеса, Колашинаца и Хунтелара. До переезда в Гельзенкирхен Тедеско провел в профессиональном футболе в качестве тренера 11 матчей: спас «Эрцгебирге Ауэ» от вылета из второй лиги.
В 2015-м Тедеско и еще одна тренерская сенсация Германии Юлиан Нагельсманн вместе поступили в академию Вайсвайлера. «Сразу было понятно: оба безумно талантливые, но очень разные, – вспоминает Патрик Вайзер, их однокурсник. – Доменико всегда занимал самый дальний стол в аудитории, редко дискутировал, все время что-то писал в блокнот. Юлиан же приезжал на занятия на мотоцикле, любил быть на виду, много шутил, спорил с преподавателями, а его устные ответы могли длиться по полчаса. Тогда я не понимал, почему на тактических разборах Юлиан так подробно интересовался вариантами игры с тремя защитниками. Сегодня я смотрю матчи «Хоффенхайма», и все встает на места».
Тедеско стал лучшим учеником академии с оценкой 1,0 («превосходно») и сегодня ведет «Шальке» в Лигу чемпионов. Нагельсманн в этом году был признан лучшим тренером Германии.
36-летний Ханнес Вольф последние четыре года обязательно побеждает в каком-нибудь турнире. Он выигрывал юниорский и юношеский чемпионаты с «Дортмундом» U-17 и U-19, а в прошлом году сделал «Штутгарт» лучшей командой второй бундеслиги. Швабы быстро подсуетились и продлили с ним контракт еше на два года. В 2009-м Юрген Клопп под сильным впечатлением от знакомства с Ханне и его торжественной речи на одном из гала-вечеров узнал его номер телефона, связался с ним – и через две недели Вольф тренировал молодежь в академии «Боруссии». На том же мероприятии Вольф познакомился с будущей женой.
В 25 лет Ханнес принял клуб «Аплербек» (команда из одноименного района Дортмунда) и поразил всех нестандартным подходом к тренировкам. «Помню, у нас был сбор в Голландии, – говорит босс «Аплербека» Хайнер Бруне. – Три дня мы играли на пляже. Причем про футбол речи не шло. Вольф закапывал камни в песок, а игроки должны были их найти, быстро перемещаясь от одной контрольной точки до другой. Я думал про себя: это не тренировочный лагерь, это детский сад какой-то. Но команда благодаря таким нагрузкам быстро набрала форму. Вы не представляете, сколько зрителей было у нас на том пляже».
Вольф закончил академию Вайсвайлера в 2012-м в числе лучших студентов.
«Майнц» последние 10 лет вообще не выходит на рынок в поисках тренера для первой команды. Однажды спортивный директор клуба Кристиан Хайдль убедил руководство в том, что Томас Тухель засиделся на должности тренера U-19 и заслуживает повышения. Начиная с этого момента, «Майнц» всегда обходился специалистами из собственной академии. Сандро Шварц – уже четвертый в этом списке после Клоппа, Тухеля и Шмидта. Ему нет и 40.
В «Бремене» боятся сглазить 35-летнего Флориана Кофельдта. Изначально контракт с ним подписывали до 31 декабря, но под конец года «Вердер» под его руководством разыгрался, вышел в четвертьфинал Кубка Германии и Кофельдта решили оставить главным до конца сезона.
Растущая молодежь здорово нервирует старших коллег. Чемпион Германии-2007 Армин Фе из-за нового тренда на талантливых лэптоп-менеджеров два года сидел без работы и в итоге согласился на должность спортивного директора в бедовом «Кельне». Мирко Сломка, Хольгер Станиславски, Михаэль Фронтцек, Бруно Лаббадиа и Томас Шааф тоже напряглись. Их уже давно никуда не зовут и шансов возобновить тренерскую карьеру с каждым годом все меньше.
И сколько бы Мехмет Шолль ни ругал новое поколение тренеров за отсутсвие индивидуальности, процесс уже запущен. Бундеслиге не привыкать быть площадкой для самовыражения молодежи.
Свежие комментарии