На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Кто и как управляет Континентальной хоккейной лигой. Часть вторая: Красная машина новой сборки, или Перекладывание из одного кармана в другой

Перекладывание денег из одного кармана в другой

Решение о смене главы Континентальной хоккейной лиги Владимир Путин принимал лично, за несколько месяцев до этого отстранив Медведева и от другой должности — гендиректора «Газпром экспорта». 28 ноября 2014-го на встрече в Сочи президент выразил Медведеву благодарность (позже представив к ордену Почета за заслуги в развитии хоккея) и объявил имя следующего руководителя — им стал экс-глава оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко.

Путин поставил перед новым президентом КХЛ задачу — сделать хоккей видом спорта номер один в стране.

«Чернышенко действительно отлично организовал Игры в Сочи, — говорит „Медузе“ один из бывших хоккейных топ-менеджеров, просивший не указывать своего имени. — Только не стоит забывать, что Олимпиада проводилась по определенному брендбуку, составленному Международным олимпийским комитетом, все государство, по сути, работало на эти Игры. С КХЛ сложнее».

Собеседник «Медузы» признает, что сразу после прихода Чернышенко сделал «много грамотных вещей». «У Медведева была выстроена структура с большим количеством ненужных подразделений, не всегда было понятно, кто и чем конкретно занимается. Чернышенко навел порядок, его решения казались грамотными и логичными. Но практически одновременно с хоккеем он начал руководить [медиахолдингом] „Газпром-медиа“. А лига — это огромная структура, она не терпит работы только по четвергам», — говорит бывший топ-менеджер.

Главная претензия значительной части хоккейной общественности к Чернышенко — его возможная «ангажированность». Председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко познакомился с Чернышенко в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде и после нее, летом 2014-го, позвал его руководить своей компанией Volga Group. Ради нового топ-менеджера даже была пересмотрена модель управления инвестгруппой, однако там Чернышенко надолго не задержался — назначение на пост руководителя КХЛ произошло в ноябре того же года. Многие собеседники «Медузы» не под запись говорили, что «конфликт интересов тут налицо» — президент лиги не может быть подчиненным (пусть и формально бывшим) руководителя самого богатого клуба КХЛ. Плюс ко всему Чернышенко согласился работать в Континентальной хоккейной лиге на волонтерских началах.

При включенном диктофоне хоккейные функционеры не готовы рассуждать о том, является ли Чернышенко креатурой Геннадия Тимченко.

«Нашему хоккею не нужны волонтеры, — говорит „Медузе“ президент ассоциации хоккейных агентов Сергей Паремузов. — Пусть волонтеров [оппозиционер Алексей] Навальный собирает, а нам нужны профессионалы. Для хоккея Чернышенко — совершенно посторонний человек, ему на хоккей по барабану. Президент КХЛ — должность, которая требует оперативной работы в режиме full time. Та же проблема была и у Александра Ивановича Медведева, но он, в отличие от Чернышенко, собрал вокруг себя людей высокопрофессиональных, которые понимали, что они делают. Сейчас же всех толковых людей из КХЛ выдавили. Те, кто пришел на их место, я считаю, планомерно убивают наш, российский хоккей».

Дмитрий Чернышенко и Владислав Третьяк вбрасывают шайбу на матче всех звезд КХЛ. Сочи, 25 января 2015 года
Валерий Шарифулин / ТАСС / Scanpix / LETA
Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко и бывший главный менеджер ХК ЦСКА Сергей Федоров
Александр Щербак / ТАСС

О нынешних топ-менеджерах КХЛ, назначенных Дмитрием Чернышенко, по словам сразу нескольких собеседников «Медузы», «применительно к хоккею не слышал никто ничего и никогда». Вице-президент КХЛ Алексей Краснов, отвечающий в лиге за финансовые и юридические вопросы, был старшим заместителем Чернышенко в оргкомитете «Сочи-2014» (также Краснов является замдиректора холдинга «Газпром-медиа»). Сын другого замдиректора этого холдинга, Татьяны Доброхваловой, Сергей, руководит ООО «КХЛ-Маркетинг». Вице-президент лиги по хоккейным операциям Георгий Кобылянский раньше организовывал турниры по профессиональному боксу, кикбоксингу, борьбе муай-тай и стоял у истоков развития единоборств MMA в России. В феврале 2015 года в КХЛ появился «главный арбитр» — занять эту должность пригласили Владимира Плющева, заслуженного тренера России, в начале 2000-х возглавлявшего национальную команду страны, однако к судейству до этого никогда не имевшего никакого отношения.

«Я всегда старался объективно оценивать происходящее на льду. Судья виноват — он должен быть наказан. На протяжении шести лет мы старались изменить мнение о судьях [как о нечестных], и я как руководитель департамента старался сделать все, чтобы и на меня тоже никто не давил. Но, как я понимаю, клубам немного надоела моя некая „неуправляемость“ и „независимость“» — рассказывает экс-глава департамента судейства лиги Александр Поляков. Он говорит, что давать оценку действиям нынешнего руководства КХЛ «не может», так как следил за работой только своего департамента и не вдавался во «внутренние процессы» других.

Очень многие бывшие и нынешние топ-менеджеры КХЛ отказались от общения с «Медузой». Александр Медведев месяц переносил дату интервью, потом предложил пообщаться после Олимпиады в Пхенчхане, «когда настроение будет получше». Бывший вице-президент КХЛ по хоккейным операциям Владимир Шалаев сказал, что, уходя из руководства лиги в омский «Авангард», взял на себя обязательство не обсуждать публично предыдущую работу. Организовать интервью с Дмитрием Курбатовым, который сейчас является исполнительным директором Федерации хоккея России, было невозможно из-за «очень большой занятости накануне Олимпиады». Роман Ротенберг обещал «обязательно» ответить на вопросы «Медузы» в письменном виде, однако за два месяца ответы так и не были получены.

Дмитрий Чернышенко не стал отвечать на вопросы ни устно, ни письменно. Один из нынешних сотрудников КХЛ пояснил, что президент лиги «не слишком владеет материалом» и просто не готов общаться с прессой без предварительной подготовки. По словам собеседника «Медузы», последнее большое интервью Чернышенко давал летом перед стартом нового сезона КХЛ газете «Коммерсант» — и потратил на подготовку к нему много времени.

В том интервью Чернышенко говорил о стабильном финансовом росте, демонстрируемом лигой, и об увеличении стоимости телевизионных прав, продажа которых составляет существенную часть дохода КХЛ. Рассказал он и о «довольно деликатной ситуации» при их продаже. «Дело в том, что я возглавляю „Газпром-медиа“, а одно из его подразделений — телеканал „Матч ТВ“ — покупает у КХЛ, то есть у меня же, телевизионные права», — объяснял Чернышенко, подчеркнув, что, несмотря на это обстоятельство, обе организации, которыми он руководит, ведут между собой «жесткую торговлю». Как именно — глава КХЛ и «Газпром-медиа» не пояснил.

По словам источников «Медузы», проще всего схему финансовых взаимоотношений между КХЛ и «Матч ТВ» объяснить так: «деньги перекладывают из одного кармана в другой», так как стоимость прав на показ матчей лиги равна стоимости производства «картинки», то есть трансляций, программ и другого контента. При этом КХЛ еще имеет возможности перепродать «картинку» с трансляциями матчей, производимую компанией «Национальный спортивный канал» (это юрлицо канала «Матч ТВ»), за границу. Но о каких конкретно суммах идет речь, собеседники «Медузы» пояснить не смогли.

Владеть, но не тратиться

Если «Газпром» на КХЛ в основном тратит, то Геннадий Тимченко и семья Ротенбергов пытаются на хоккее в том числе и заработать, создавая новые конфликты интересов.

В 2016 году в России прошел чемпионат мира по хоккею — в двух городах, Санкт-Петербурге и Москве. Ледовый дворец, в котором сейчас играет СКА, не подошел из-за своего месторасположения — слишком далеко от центра города. Решили реконструировать дворец «Юбилейный» за счет бюджета Санкт-Петербурга — работы обошлись в 900 миллионов рублей. Осенью 2015-го, уже после того, как решение о капитальном ремонте было принято, 50% доли в компании ООО «СК „Юбилейный“» (которая распоряжается имуществом спорткомплекса) выкупила структура под названием ООО «ХК „Динамо Санкт-Петербург“». По данным «Фонтанки», она близка к Аркадию Ротенбергу. За молодежный состав «Динамо» из Санкт-Петербурга (клуб выступает в ВХЛ) сейчас играет Павел Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга.

Летом 2017-го структуры старших Ротенбергов (а Аркадий не раз подчеркивал, что бизнес с Борисом они не делят, у них «все общее») выкупили у группы компаний ТЭН и комплекс «Парк легенд» в Москве с 12-тысячной ледовой ареной — второй стадион, на котором в 2016-м проводились матчи хоккейного чемпионата мира.

Посол России в Китае Ли Хуэй и Геннадий Тимченко, февраль 2017 года
Дмитрий Серебряков / ТАСС / Scanpix / LETA
Дворец спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге
Александр Демьянчук / ТАСС / Vida Press
Комплекс «Парк легенд» в Москве
Виктор Савич / Интерпресс / ТАСС

В 2013 году компания Arena Events Oy, учредителями которой являлись Геннадий Тимченко и братья Аркадий и Борис Ротенберги, приобрела 100% акций финского комплекса «Хартвалл Арена» (там играет клуб «Йокерит») и долю в самом клубе. В 2014-м против братьев Ротенбергов были введены санкции Евросоюза, и они продали свои доли Роману (он с 2015 года находится в санкционном списке США, но не Евросоюза). Так Ротенберг-младший стал управлять еще и «Йокеритом».

Геннадий Тимченко публично не афиширует свою связь с московским «Спартаком», но проследить связь Тимченко и «Спартака» несложно: юридическое лицо московского клуба — ООО «Народная команда — хоккейный клуб „Спартак“» — принадлежит одноименной некоммерческой организации. Она зарегистрирована по тому же адресу, что и ООО «Волга Груп Холдинг», учрежденное Геннадием Тимченко. Основная часть бюджета московского клуба формируется благодаря поддержке международной нефтесервисной группы Eriell, — по информации «Ведомостей», она аффилирована с «Газпромбанком».

Наличие доли в китайском клубе «Куньлунь», дебютировавшем в КХЛ в прошлом сезоне, Тимченко не скрывает. Но насколько активно он участвует в финансировании команды, российский бизнесмен не рассказывал (от беседы с «Медузой» он отказался).

«Главный инвестор клуба — я, — говорит „Медузе“председатель совета директоров „Куньлуня“, китайский бизнесмен Билли Нгок. — Все началось примерно четыре-пять лет назад. Я вел бизнес с Россией, и у меня появились друзья, которые любят хоккей. Например, Роман [Ротенберг] — сейчас он по-прежнему нам продолжает помогать и советовать. Да, я бизнесмен, но в данном случае речь идет, знаете, о страсти! Хоккей действительно зацепил меня. Хотя я, конечно, надеюсь, что этот проект со временем перерастет в бизнес».

Если для Нгока его клуб — это «страсть», то для Тимченко — инвестиция в «новый, важный с точки зрения экономики и маркетинга рынок и укрепление российско-китайских взаимоотношений». Геннадий Тимченко занимает пост председателя Российско-китайского делового совета. Но главное: Россия совместно с Китаем строит магистральный газопровод «Сила Сибири». Принадлежащая Тимченко компания «Стройтрансгаз» без конкурса получала подряды на его строительство.

ХК «Сочи», как и «Спартак», — это скорее социальный проект. Спортивное руководство страны не могло позволить простаивать построенному к Олимпиаде-2014 «лучшему хоккейному кластеру в мире». Контролирует основные назначения и решения здесь, по словам источников «Медузы», также Роман Ротенберг (пресс-служба ХК «Сочи» эту информацию не подтвердила), а спонсируется команда в основном за счет администрации Краснодарского края и РЖД.

«Красная машина. Новая сборка»

Толстовки, свитеры и бейсболки под брендом «Красная машина» можно купить не только во время матчей сборной России, но и в терминалах аэропорта Шереметьево, крупнейшем в Европе торговом центре «Авиапарк» на Ходынском поле в Москве, на Ленинградском вокзале. В Санкт-Петербурге официальных точек продаж еще больше. Магазины-партнеры есть в Магнитогорске, Сочи, Челябинске. Заказ можно сделать и через официальный сайт краснаямашина.рф — там продукцию рекламируют лучшие российские игроки: Александр Овечкин, Павел Дацюк, Илья Ковальчук, Семен Варламов.

«„Красная машина“ — один из важнейших элементов нового лица хоккея России, объединяющий славное прошлое и новый современный образ сборной», — говорится на сайте компании. Слоган «Красная машина. Новая сборка» впервые был представлен 30 октября 2015 года. К тому моменту российская национальная команда не выигрывала медалей Олимпийских игр уже больше десяти лет — с 2002 года.

Официальный российский дистрибьютор продукции [производителя хоккейной экипировки] CMM и «Красной машины» — ООО «Спортконцепт». Помимо дистрибуции «Спортконцепт» проводит спортивные мероприятия, ведет интернет-проекты, занимается поставкой и монтажом оборудования для спортивных арен, участвует в государственных тендерах.

Например, в 2015 году ООО «Спортконцепт» было единственным участником электронного аукциона, организованного Дворцом спорта «Мегаспорт» в Москве на поставку хоккейного борта с защитным акриловым стеклом. Заявки других компаний оказались не соответствующими требованиям. «Спортконцепт» получил за заказ 31,9 миллиона рублей, поставку оборудования, правда, задержал на два месяца.

«Вы знаете, там был такой противный для нас тендер, — вспоминает в разговоре с „Медузой“ директор российского представительства финской компании Raita Sport Oy Андрей Гордеев. — Большая часть бортов [установленных на аренах команд КХЛ] наша. Может быть, не 70%, немного поменьше, но около того. В том тендере „Мегаспорта“ мы тоже участвовали, но, я считаю, нас оттуда просто убрали — прикопались к одному слову. Когда вы получаете задание, то в нем обычно пишут: [необходимы для поставки] „такие-то ворота (или аналог)“. Мы скопировали эту фразу, но дополнение „или аналог“ не убрали. Просто опечатка, одно слово. И нас выкинули со всего тендера».

Гордеев говорит, что с приходом на рынок «Спортконцепта» работать в России стало действительно сложнее. «Конечно, мы по-прежнему работаем, по-прежнему поставляем, но я все думаю, насколько долго все это может продлиться, — пространство все сужается», — говорит директор российского представительства Raita Sport Oy.

По данным ЕГРЮЛ, ООО с названием «Спортконцепт» — два, у обоих один и тот же генеральный директор — Эдуард Синельников. Единоличным владельцем первого до августа 2014-го значился Роман Борисович Ротенберг, затем этим ООО стал владеть «Закрытый паевой инвестиционный фонд долгосрочных прямых инвестиций „Фонд развития российского спорта“». Этому ООО принадлежат сайты одноименной компании (sportconceptmedia.ru), китайского клуба «Куньлунь» (hcredstar.ru), официального интернет-магазина экипировки CMM в России (ccm.ru), шоу Ferrari Racing days в Сочи (ferraridays.ru). Раньше организация владела и сайтами краснаямашина.рф и rihf.ru (англоязычная аббревиатура Федерации хоккея России), но в марте 2017-го она передала их ФХР.

«Фонд развития российского спорта» является учредителем и второго «Спортконцепта». Ему, в свою очередь, принадлежит 50% в ООО «Центр хоккейной экипировки» (а вторые 50% — у хоккейного клуба СКА). Фонд также является собственником компании «Росспорт» (занимается производством швейной и сувенирной продукции), ООО «Прогресс Медикал» (торговля фармацевтической продукцией), ООО «Спортгир» (спорттовары), ООО «Айсберг хоккейная аналитика» (консалтинг).

Один из фирменных магазинов «Красной машины», май 2016 года
Валерий Шарифулин / ТАСС / Scanpix / LETA

Учредитель ООО «Красная машина» — Федерация хоккея России, а его генеральный директор — тоже Эдуард Синельников.

Еще один «околоспортивный» бизнес, который связан с Романом Ротенбергом, — сеть магазинов спортивного питания Vitawin. Сеть входит в число партнеров клуба СКА. Она принадлежит ООО «Доктор спорт», а учредителем этого юрлица является банк «Северный Морской путь», подконтрольный Аркадию и Борису Ротенбергам.

Продукцию «Спортконцепта» и «Доктора Спорта» закупают и многие другие клубы КХЛ.

«Да, мы покупаем [у Ротенберга], но не все [подряд]. Берем самое хорошее, проводим тендеры. „Магнитке“ что-то навязать насильно невозможно. Рома [Ротенберг] ведь мог бы в любом деле достичь каких-то успехов, у него великолепное образование, возможности. Он мог бы стать сумасшедше крупным бизнесменом. Но пошел сюда. Так что как бы кто к нему не относился, но именно благодаря таким людям хоккей может серьезно развиваться», — говорит «Медузе» вице-президент магнитогорского «Металлурга» Геннадий Величкин.

Продолжение следует...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх