Александр Башлачев |
Его обожали все поэты и критики, все предсказывали ему что-то великое, но у него, судя по всему, был свой собственный договор с Богом, и прожить на этой земле ему получилось недолго.
27 мая - день рождения Александра Башлачёва.
(27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — русский поэт, автор и исполнитель песен. Ключевая фигура и икона для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей.
Отец — Башлачёв Николай Алексеевич, начальник участка теплосилового цеха.
Мать — Башлачёва Нелли Николаевна, преподаватель химии.
В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом заводе.
В 1978—1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики.
После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».
В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.
Первый концерт-квартирник Башлачева в Москве прошел в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках.
В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».
В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.
На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».
1987, весна — съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.
Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.
Август 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.
29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.
Утром 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. 23 февраля 1988 — похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.
Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной уже после его гибели, 3 августа 1988 г. (Анастасия поехала рожать в Череповец).
Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум.
--
«Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.
Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.
Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью».
Антонина Каримова:
27 мая была очередная годовщина Александра Башлачева (1960-1987). Захотелось вспомнить и еще раз убедиться в актуальности песенных текстов любимого рок-музыканта, его правдивые, жесткие, рубленые строки, мало подходящие к российскому застолью и оттого не так широко известные народу:
…Век жуем матюги с молитвами. Век живем — хоть шары нам выколи.
Спим да пьем. Сутками и литрами. Не поем. Петь давно отвыкли мы…
…Жрали хлеб с кашею березовой и росли вровень с колокольнями…
…Только и подарков — то, что не отняли…
…Сядем рядом, сядем ближе да прижмемся белыми заплатами к дырявому мешку…
…Тот, кто рубит сам себе дорогу — не кузнец, не плотник ты, да все одно поэт.
Тот, кто любит, да не к сроку, тот, кто исповедует, да сам того не ведает…
…Перегудом, перебором, да я за разговорами не разберусь: где Русь, где грусть.
Нас забудут, да не скоро, а когда забудут — я опять вернусь…
…Перевязан в венки мелкий лес вдоль реки.
А покрути языком – оторвут с головой.
У последней заставы блеснут огоньки,
и дорогу штыком преградит часовой…
…Отпусти мне грехи, я не помню молитв, если хочешь — стихами грехи замолю.
Но объясни — я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю?..
…И наша правда проста, но ей не хватит креста
из соломенной веры в «спаси-сохрани».
Ведь святых на Руси только знай, выноси,
в этом высшая мера: скоси — схорони…
Сколько невыразимой боли, жалости к человеку в его стихах! Вечная память тебе, СашБаш!.. Любим и помним…
Артемий Троицкий
Босая, обнаженная душа — это именно Башлачев, легенда и боль русской поэзии конца XX века. Эту легенду поэтам следует хранить в ряду прочих легенд, — скажем, Вийона, Рембо, Пушкина, Хлебникова. С Артюром Рембо его роднит сверхкороткий период творческой активности — большинство своих шедевров Башлачев создал за неполные два года (с лета 1984 по весну 1986-го). Поражает полное равнодушие Башлачева к собственному пиару, скромность, отсутствие позы. В своем позднем творчестве он сосредоточен на абсолютной духовной цели, он дерзает сделать слово магией, он претендует на преображение мира. Есть в этом и что-то хлебниковское. Принадлежа своему времени, Башлачев, по-видимому, не мог не оказаться фигурой рок-подполья. Однако его поэзия не требует никаких полуснисходительных уточнений и/или оговорок («рок-поэзия») — перед нами чистейшая поэтическая стихия, подчас едва выносимая из-за своего напора, отчаянности, чистоты. Бескомпромиссность, невероятная искренность и энергия, плач и заговор, отпущенные вожжи полубессознательной звукописи, освежающее погружение в глубины народной песни — с ее внутренней рифмой, ритмической «неаккуратностью», юмором и резким словом. |
02.06.2014 Анонимус |
Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"… Остаться на пмж Башлачев решил все-таки в северной столице. Башлачев -Время колокольчиков. 10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"), "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет". |
Рука на плече. Печать на крыле.
В казарме проблем — банный день.
Промокла тетрадь.
Я знаю, зачем иду по земле,
Мне будет легко улетать.
Без трех минут — бал восковых фигур.
Без четверти — смерть.
С семи драных шкур — шерсти клок.
Как хочется жить. Не меньше, чем петь.
Свяжи мою нить в узелок.
Холодный апрель. Горячие сны.
И вирусы новых нот в крови.
И каждая цель ближайшей войны
Смеется и ждет любви.
Наш лечащий врач согреет солнечный шприц,
И иглы лучей опять найдут нашу кровь.
Не надо, не плачь. Сиди и смотри,
Как горлом идет любовь.
Лови ее ртом. Стаканы тесны.
Торпедный аккорд — до дна.
Рекламный плакат последней весны
Качает квадрат окна.
Дырявый висок. Слепая орда.
Пойми, никогда не поздно снимать броню.
Целуя кусок трофейного льда,
Я молча иду к огню.
Мы — выродки крыс. Мы — пасынки птиц.
И каждый на треть — патрон.
Сиди и смотри, как ядерный принц
Несет свою плеть на трон.
Не плачь, не жалей. Кого нам жалеть?
Ведь ты, как и я, сирота.
Ну, что ты? Смелей! Нам нужно лететь!
А ну от винта! Все от винта!
Когда я чистила свою фонотеку на кассетах, было многое отправлено в урну, сохранила я только кассеты СашБаша, Егора Летова и Янки Дягилевой, записанные на квартирниках.... Всех троих уже нет в живых..Вот одно из посвящений СашБашу от Егора:
А это мое любимое, считаю ее самой лучшей песней про любовь и о любви:
Влажный блеск наших глаз...
Все соседи просто ненавидят нас.
А нам на них наплевать.
У тебя есть я - а у меня диван-кровать.
Платина платья, штанов свинец
Душат только тех, кто не рискует дышать.
А нам так легко -- мы наконец
Сбросили все то, что нам могло мешать.
Остаемся одни,
Поспешно гасим огни
И никогда не скучаем.
И пусть сосед извинит
За то, что всю ночь звенит
Ложечка в чашке с чая.
Ты говоришь, я так хорош...
Это оттого, что ты так хороша со мной.
Посмотри — мой бедный еж
Сбросил все иголки. Он совсем ручной.
Но если ты почувствуешь случайный укол,
Выдерни занозу, обломай ее края.
Это оттого, что мой ледокол
Не привык к воде весеннего ручья.
Ты никогда не спишь.
Я тоже никогда не сплю.
Наверное, я тебя люблю.
Но я об этом промолчу,
Я скажу тебе лишь
То, что я тебя хочу.
За окном — снег и тишь...
Мы можем заняться любовью на одной из белых крыш.
А если встать в полный рост,
То можно это сделать на одной из звезд.
Наверное, зря мы забываем вкус слез.
Но небо пахнет запахом твоих волос.
И мне никак не удается успокоить ртуть,
Но если ты устала, я спою что-нибудь.
Ты говоришь, что я неплохо пою.
И, в общем, это то, что надо.
Так это очень легко.
Я в этих песнях не лгу,
Видимо, не могу.
Мои законы просты —
Мы так легки и чисты.
Нам так приятно дышать.
Не нужно спать в эту ночь,
А нужно выбросить прочь
Все, что могло мешать.
Свежие комментарии