На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Александр Башлачев. Тебе казалось – будет день прекрасным

Александр Башлачев

Его обожали все поэты и критики, все предсказывали ему что-то великое, но у него, судя по всему, был свой собственный договор с Богом, и прожить на этой земле ему получилось недолго.
27 мая - день рождения Александра Башлачёва.
(27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — русский поэт, автор и исполнитель песен. Ключевая фигура и икона для поклонников русского рока, один из важнейших его представителей.
Отец — Башлачёв Николай Алексеевич, начальник участка теплосилового цеха.
Мать — Башлачёва Нелли Николаевна, преподаватель химии.

В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом заводе.
В 1978—1983 учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики.
После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

Первый концерт-квартирник Башлачева в Москве прошел в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987, весна — съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

Август 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Утром 17 февраля 1988 года выпал из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. 23 февраля 1988 — похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной уже после его гибели, 3 августа 1988 г. (Анастасия поехала рожать в Череповец).

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум.



--
«Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.
Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью».

Булат Окуджава, 1988

Антонина Каримова:
27 мая была очередная годовщина Александра Башлачева (1960-1987). Захотелось вспомнить и еще раз убедиться в актуальности песенных текстов любимого рок-музыканта, его правдивые, жесткие, рубленые строки, мало подходящие к российскому застолью и оттого не так широко известные народу:

…Век жуем матюги с молитвами. Век живем — хоть шары нам выколи.
Спим да пьем. Сутками и литрами. Не поем. Петь давно отвыкли мы…

…Жрали хлеб с кашею березовой и росли вровень с колокольнями…

…Только и подарков — то, что не отняли…

…Сядем рядом, сядем ближе да прижмемся белыми заплатами к дырявому мешку…

…Тот, кто рубит сам себе дорогу — не кузнец, не плотник ты, да все одно поэт.
Тот, кто любит, да не к сроку, тот, кто исповедует, да сам того не ведает…

…Перегудом, перебором, да я за разговорами не разберусь: где Русь, где грусть.
Нас забудут, да не скоро, а когда забудут — я опять вернусь…

…Перевязан в венки мелкий лес вдоль реки.
А покрути языком – оторвут с головой.
У последней заставы блеснут огоньки,
и дорогу штыком преградит часовой…

…Отпусти мне грехи, я не помню молитв, если хочешь — стихами грехи замолю.
Но объясни — я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю?..

…И наша правда проста, но ей не хватит креста
из соломенной веры в «спаси-сохрани».
Ведь святых на Руси только знай, выноси,
в этом высшая мера: скоси — схорони…

Сколько невыразимой боли, жалости к человеку в его стихах! Вечная память тебе, СашБаш!.. Любим и помним…

Артемий Троицкий

Босая, обнаженная душа — это именно Башлачев, легенда и боль русской поэзии конца XX века. Эту легенду поэтам следует хранить в ряду прочих легенд, — скажем, Вийона, Рембо, Пушкина, Хлебникова.

С Артюром Рембо его роднит сверхкороткий период творческой активности — большинство своих шедевров Башлачев создал за неполные два года (с лета 1984 по весну 1986-го).

Поражает полное равнодушие Башлачева к собственному пиару, скромность, отсутствие позы. В своем позднем творчестве он сосредоточен на абсолютной духовной цели, он дерзает сделать слово магией, он претендует на преображение мира. Есть в этом и что-то хлебниковское.

Принадлежа своему времени, Башлачев, по-видимому, не мог не оказаться фигурой рок-подполья. Однако его поэзия не требует никаких полуснисходительных уточнений и/или оговорок («рок-поэзия») — перед нами чистейшая поэтическая стихия, подчас едва выносимая из-за своего напора, отчаянности, чистоты.

Бескомпромиссность, невероятная искренность и энергия, плач и заговор, отпущенные вожжи полубессознательной звукописи, освежающее погружение в глубины народной песни — с ее внутренней рифмой, ритмической «не­аккуратностью», юмором и резким словом.
02.06.2014 Анонимус

Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…


1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.


2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.


4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

8. Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается "Время колокольчиков". На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года - с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме "Рок" режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.

Остаться на пмж Башлачев решил все-таки в северной столице. Башлачев -Время колокольчиков.



10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"), "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".


Рука на плече. Печать на крыле.
В казарме проблем — банный день.
Промокла тетрадь.
Я знаю, зачем иду по земле,
Мне будет легко улетать.

Без трех минут — бал восковых фигур.
Без четверти — смерть.
С семи драных шкур — шерсти клок.
Как хочется жить. Не меньше, чем петь.
Свяжи мою нить в узелок.

Холодный апрель. Горячие сны.
И вирусы новых нот в крови.
И каждая цель ближайшей войны
Смеется и ждет любви.

Наш лечащий врач согреет солнечный шприц,
И иглы лучей опять найдут нашу кровь.
Не надо, не плачь. Сиди и смотри,
Как горлом идет любовь.

Лови ее ртом. Стаканы тесны.
Торпедный аккорд — до дна.
Рекламный плакат последней весны
Качает квадрат окна.

Дырявый висок. Слепая орда.
Пойми, никогда не поздно снимать броню.
Целуя кусок трофейного льда,
Я молча иду к огню.

Мы — выродки крыс. Мы — пасынки птиц.
И каждый на треть — патрон.
Сиди и смотри, как ядерный принц
Несет свою плеть на трон.

Не плачь, не жалей. Кого нам жалеть?
Ведь ты, как и я, сирота.
Ну, что ты? Смелей! Нам нужно лететь!
А ну от винта! Все от винта!

Когда я чистила свою фонотеку на кассетах, было многое отправлено в урну, сохранила я только кассеты СашБаша, Егора Летова и Янки Дягилевой, записанные на квартирниках.... Всех троих уже нет в живых..Вот одно из посвящений СашБашу от Егора:

А это мое любимое, считаю ее самой лучшей песней про любовь и о любви:

Влажный блеск наших глаз...
Все соседи просто ненавидят нас.
А нам на них наплевать.
У тебя есть я - а у меня диван-кровать.

Платина платья, штанов свинец
Душат только тех, кто не рискует дышать.
А нам так легко -- мы наконец
Сбросили все то, что нам могло мешать.

Остаемся одни,
Поспешно гасим огни
И никогда не скучаем.
И пусть сосед извинит
За то, что всю ночь звенит
Ложечка в чашке с чая.

Ты говоришь, я так хорош...
Это оттого, что ты так хороша со мной.
Посмотри — мой бедный еж
Сбросил все иголки. Он совсем ручной.

Но если ты почувствуешь случайный укол,
Выдерни занозу, обломай ее края.
Это оттого, что мой ледокол
Не привык к воде весеннего ручья.

Ты никогда не спишь.
Я тоже никогда не сплю.
Наверное, я тебя люблю.
Но я об этом промолчу,
Я скажу тебе лишь
То, что я тебя хочу.

За окном — снег и тишь...
Мы можем заняться любовью на одной из белых крыш.
А если встать в полный рост,
То можно это сделать на одной из звезд.

Наверное, зря мы забываем вкус слез.
Но небо пахнет запахом твоих волос.
И мне никак не удается успокоить ртуть,
Но если ты устала, я спою что-нибудь.

Ты говоришь, что я неплохо пою.
И, в общем, это то, что надо.
Так это очень легко.
Я в этих песнях не лгу,
Видимо, не могу.

Мои законы просты —
Мы так легки и чисты.
Нам так приятно дышать.
Не нужно спать в эту ночь,
А нужно выбросить прочь
Все, что могло мешать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх